Сил, многократный обладатель премий Grammy и Brit Awards, в рамках своего европейского турне впервые посетил Россию.
Музыку соул, как бы предназначенную для выражения страстей и страданий, жизнь наигрывала ему с детства: совсем маленьким Сил еле перенес волчанку, на всю жизнь избороздившую его лицо шрамами, в 15 лет сбежал от сурового отца из дома, а едва успев записать первую пластинку, свалился с тяжелым воспалением легких, потом попал в аварию... И запел с новой силой.
"Если мы будем плакать - то сможем ли жить? Убей в себе страдание, если хочешь остаться свободным!" - он всегда начинает свои концерты с песни Killer. Зал "Б1-Максимум" погрузился в полную темноту, со сцены в глаза с силой ударили белые прожектора и под унисон духовых вышел мужчина в черном. Черное и белое, черный (иссиня-черный!) певец и блондинки бэк-вокала, небогатый на краски сценический свет - цветовая гамма концерта вполне соответствовала определению "большой стиль". Но артисты отнюдь не собирались сдерживать себя в его рамках. Ритм первой песни завел зал, танцпол мгновенно забыл о затекших за полуторачасовое ожидание начала концерта ногах (Сил объяснил опоздание тем, что промоутер указал музыкантам неправильное время) и втянулся в танцевальный транс.
Конечно, это был соул со всеми его составляющими - тягучими сложными мелодиями на фоне энергичных ударных, вторящих певцу духовой секцией, текстами о несчастной любви.. Но в этой музыке не было ни капли меланхолии! Даже прославившиеся именно своей рефлексирующей, порой рыдающей интонацией классические соул-хиты в исполнении Сила отчего-то не передавали залу ни капли грусти. В великолепной концертной версии баллады Джеймса Брауна It s a Man s, Man s World звучали, да, трагизм, да, переживание, но никакой тоски о том, что в этом "до предела мужском мире" мужчины все дичают и дичают. Печали героя, не способного устоять перед воспоминаниями о разделенной любви (I Can t Stand the Rain), голос Сила придавал мужественное спокойствие.
Да, пожалуй, все дело было в голосе. Эталонные голоса жанра, Рэй Чарльз, Джеймс Браун сообщали соул-балладам отчаянную энергию и драйв. Мощный с хрипотцой тембр Сила в студийных записях звучит глубоко и сдержанно, а те, кому посчастливилось окунуться в этот вечер в концертную стихию, услышали, как долго этот голос способен, например, тянуть высокие ноты (Love s Divine), ставить неожиданные точки в стремительных попурри (Knock On Wood) и как он может быть сексуален на низких тембрах - особенно при ближайшем прослушивании.
Так, с Kiss From a Rose, любовной балладой, когда-то спетой Силом для "Бэтмена навсегда", повезло девушке Лене, слушавшей концерт у самой рампы и, видимо, уже неспособной унять свои восторги. Совершенно по-свойски общавшийся с публикой артист именно для Лены исполнил песню, на фоне которой в фильме разыгрывается сцена между Бэтменом и его соратницей доктором Чейз.
Подходило время главных вещей. К концу двухчасового концерта музыканты позволили себе нарастить темп и еще более уплотнить звук. До предела разогретая публика мегахит Сrazy узнала с первых же тактов, и в зале, похоже, не было людей, не повторявших, как мантру, слова Never, never survive в протянутый Силом к зрителям микрофон.
А самым восторженным, не пожалевшим ладоней после этой, казалось бы, финальной песни, в награду досталось сразу три биса. В последнем Сил саккомпанировал своей бэк-вокалистке на акустической гитаре.