Новая "Концепция системы аттестации научных сотрудников" вызвала бурные споры в Общественной палате.
Россия - автор очередного парадокса. Число ученых в стране за 15 лет сократилось уже в три раза и продолжает падать, а количество аспирантов и кандидатских диссертаций растет на 10-15 процентов в год. Или, скажем, на социально-гуманитарные науки приходится больше половины всех диссертаций, но почему-то наукой в этой сфере занимаются всего шесть процентов. Мы готовим кадры для науки с КПД даже меньшим, чем у паровоза.
Описывая различные аспекты нынешней системы подготовки будущих ученых, председатель ВАК академик Михаил Кирпичников не скупился на жесткие эпитеты: аморальная, мертвая, потеря жанра и т.д. Словом, диссертационный Карфаген должен быть разрушен. Но что взамен?
Речь идет об изменениях поистине революционных. Самое главное - должна измениться сама суть аспирантуры. Сегодня аспиранты в подавляющем числе случаев не занимаются наукой, а продолжают учиться. Их кандидатская диссертация - это фактически добросовестный конспект изученной литературы. Академик Кирпичников предлагает совершенно иной подход. Основой подготовки аспиранта будет научная работа. И особо подчеркивается, что его диссертация должна содержать научную новизну. Будет покончено с мизерными стипендиями аспиранта. Его зачислят в штат вуза или института, где он будет получать зарплату.
Изменение приоритетов сразу же влечет за собой другие, не менее радикальные шаги. Настоящая мина закладывается под нынешнюю систему диссертационных советов. Яркую характеристику дал им председатель Комиссии Общественной палаты по науке и инновациям член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.
- Во времена СССР тот соискатель, кто не прошел через наш Институт кристаллографии, не мог стать доктором наук в этой научной области. По сути, мы знали каждую диссертационную работу в стране. Отсюда и высокое качество. А сейчас вылез из любой щели и уже защищает докторскую.
Увы, подобные щели заложены в самом положении о диссертационных советах. Сегодня аспирантуры и докторантуры можно открывать, даже не имея профильных диссертационных советов, то есть достаточного числа специалистов в данной области. Концепция намерена закрыть эту лазейку.
Должно измениться и лицо ВАКа. Сегодня он фактически тонет в лавине "защит": в год сюда приходит на утверждение около четырех тысяч докторских и 30 тысяч кандидатских работ. Как это все качественно переварить, если в штате менее 50 человек?
- В США и Великобритании решение о присуждении ученых степеней принимает группа ведущих профессоров. Их вердикт окончателен, его не надо нигде утверждать, - говорит академик Кирпичников. - Почему и у нас вузам и институтам не дать аналогичное право? Это разгрузит ВАК.
Одной из причин вала околонаучных и заказных диссертаций Михаил Кирпичников видит в активности бизнесменов и чиновников, для которых научная степень стала фактором престижа. "Может, они отличные специалисты в своей области, но к науке никакого отношения многие не имеют, - считает Кирпичников. - Так давайте введем для них степени "Доктор делового администрирования" и "Доктор государственного администрирования". Присуждение следует поручить советам, куда войдут представители РСПП, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации банков".
Академик Кирпичников считает, что предложенную концепцию надо в течение трех лет прокатать в разных вузах и институтах и только после таких экспериментов, учитывая все их плюсы и минусы, начинать тиражировать.