14.07.2010 23:03
    Поделиться

    Олег Анофриев: Я не люблю актерскую профессию

    Олег Анофриев не признает профессию актер

    Великолепному артисту, трубадуру, Львенку, Василию Теркину, матросу Летике - 80!

    Накануне круглой даты обозреватель "РГ" побеседовал с Олегом Анофриевым, а встретились мы в студии Первого канала на записи праздничного концерта, где друзья народного артиста России вспоминали его лучшие песни и самые яркие эпизоды его жизни.

    Призвание - артист

    Российская газета: Олег Андреевич, нет ли у вас ностальгии по временам былой популярности?

    Олег Анофриев: А я так устал от нее в свое время, что ностальгировать было бы странно. Ведь, например, в 60-е мы вынуждены были давать по 4 концерта в день, нам платили по 20 рублей за концерт! Иногда я и слова забывал, и получались такие диалоги с залом: "А сейчас песня из фильма "Путь к причалу". Я вам еще ее не пел?"

    РГ: Но, с другой стороны, вы были всегда на виду.

    Анофриев: Да, по правде говоря, я с детства не терпел оставаться в стороне. В нашем доме на Смоленке у меня даже была кличка Трепачевский, я мог заболтать любого, язык уже тогда был подвешен хорошо. И я не пытался кого-то из себя строить, и в свои роли привносил прежде всего самого себя.

    РГ: Но в театре же принято создавать образы...

    Анофриев: Я никогда не играл образ, а всегда - отношение к образу, это высший уровень в актерском ремесле. Нас Олег Ефремов в ЦДТ учил сводить всю роль к одной формулировке - во имя чего этот персонаж существует, для кого и с чем. Вот я играл старшеклассника Петю в музыкальной комедии "Димка-невидимка". И этого шалопая Димку мы так с другими персонажами разными приемами разыгрывали, что он сам, безо всяких уговоров, понимал, что пора браться за ум.

    РГ: А вы ощущали себя больше актером или певцом?

    Анофриев: Не актером! Я, честно говоря, не очень люблю, не очень признаю эту профессию. По-моему, это просто крепкое ремесло. Профессия подразумевает невозможность другим человеком делать то, что делаешь ты. Ведь я, даже обучившись игре на скрипке, не заиграю, как Ойстрах! А в актерском деле это возможно. Так что не актером, а артистом.

    Один за всех

    РГ: Где-то с конца пятидесятых вы сами начали писать песни.

    Анофриев: В нашем доме стояло пианино, и я время от времени прикасался к клавишам. Но у меня с войны изуродована левая рука и обучаться профессионально музыке я не мог. Позже, работая в радиоспектаклях, встречаясь с композиторами, учился у них мелодике, гармонизации, и постепенно это все превращалось в профессию. Тогда же, в пятидесятые, я написал цикл песен на стихи Спиридона Дрожжина. А потом начал писать песни и на свои стихи.

    РГ: А потом был Твардовский, прославившийся на всю страну Теркин из спектакля Театра Моссовета...

    Анофриев: Я постарался привнести и в этот образ свои черты. И меня поддержал режиссер Александр Шапс. Леня Харитонов уговаривал руководство театра взять на главную роль его. На что Шапс ему сказал: "Нет, Леонид, вы - Бровкин, а мне нужен Теркин". Ведь Теркин - это не курносый хохмач, если читать поэму внимательно, то это натура тонкая, трагическая...

    РГ: Отчего же вы в конце концов ушли из театра?

    Анофриев: А я просто понял, что в театре действительно все - призрачно. Там призрачна верность, солидарность актерская, это все, по большей части, игра на публику. За годы работы в театре я увидел, как делятся, за что даются роли. Я не смог приспособиться к этому и начал работать один.

    РГ: Озвучивать "Бременских" вы тоже взялись практически один.

    Анофриев: Однажды вся моя компания - Юрка Энтин, Генка Гладков, Васька Ливанов - пришла ко мне на улицу Толстого со сценарием. Васька к тому времени был уже известным актером, Гладков написал "Волшебника Изумрудного города" и подавал уже огромные надежды, Энтин был редактором на "Мелодии". Я прочел сценарий, обалдел и сказал, что буду делать все. Мало того, нахально заявил, что и прин цессу озвучу, но Генка уже позвал свою однокурсницу Элю Жерздеву.

    РГ: А потом вы один за всех спели еще во "Львенке и Черепахе"...

    Анофриев: Там труда особенного не было. Вот в "Сказке о попе и работнике его Балде" я пел за попа, попадью, поповну, попенка, Балду, старую чертиху, простуженного черта - всего за 18 персонажей.

    Дом, студия, жена

    РГ: Вы сегодня много времени проводите в Интернете...

    Анофриев: Знаете, я поначалу совершенно опешил перед ним - вот оно, окно в Европу, не надо никакого Петра, пиши музыку и отдавай!

    РГ: Как? А авторское право?

    Анофриев: Меня это перестало интересовать, за всем все равно не уследишь. У нас с женой две пенсии, есть еще кое-какие деньги, словом, на хлеб с маслом хватает. Дом, мастерская, студия, любимая жена - больше ничего не надо.

    РГ: А вам хорошо в Сети?

    Анофриев: Очень! Она позволяет напрямую выходить на слушателя. Недавно мне пришло письмо: человек не мог найти "Пиратскую песню", которую увидел в моем исполнении в фильме начала 70-х. А ее сегодня найти невозможно! Но я записываю у себя эту песню заново и отсылаю человеку. Ему от меня что-то нужно - и он это обязательно получит. Такого выхода к публике мне вполне хватает. Вот только мало кто читает мои стихи...

    РГ: Вы стали настоящим трубадуром - пишете, что хотите, сами поете, раздаете всем, кого ни встретите.

    Анофриев: Да, наверное. Только, прошу, будьте осторожны с ярлыками, а то мне уже дали прозвище Мудрый простак. Ну, какой же я простак?

    Досье

    О.А. Анофриев родился 20.07.1930 г. Окончил Школу-студию МХАТ. Самые известные роли в театре: старшеклассник Петя ("Димка-невидимка", ЦДАТ), Василий Теркин ("Василий Теркин", Театр им. Моссовета). С 1955 г. - в кино, снялся в фильмах: "За витриной универмага", "Алые паруса", "Коллеги", "Сказка о потерянном времени", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", "После дождичка в четверг", "Там на неведомых дорожках" - всего более чем в 50 картинах. Исполнил песни к фильмам "Путь к причалу", "Земля Санникова", "Волшебный голос Джельсомино" и др.

    Озвучивал мультфильмы "Бременские музыканты", "Как Львенок и Черепаха пели песню", "Сказка о попе и работнике его Балде", , заставку к передаче "Спокойной ночи, малыши!", др. Написал свыше 50 песен и романсов песня без , музыку к фильмам, спектаклям и музыкальным сказкам, циклы песен.

    Автор книги стихов и воспоминаний "Солдат и балерина".

    Поделиться