Проспект Дзержинского в белорусской столице сейчас напоминает масштабную стройку. Здесь прокладывают метро. По планам уже в начале 2012 года добраться из центра города до юго-западных окраин можно будет за считаные минуты. На первой - "Московской" - линии "подземки" откроются сразу три станции - "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина".
Строительство нового участка сейчас в самом разгаре. Скрупулезные эксперты подсчитали: под землей осталось суммарно пройти чуть больше километра. А на недавнем оперативном совещании в мэрии председатель минского горисполкома Николай Ладутько потребовал увеличить темпы строительства наполовину. Для этих целей в 2011 году выделят 400 миллиардов белорусских рублей (это около 133 миллионов долларов). Деньги поступят из средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития, ведь строительство метрополитена в юго-западной части города - это один из самых приоритетных минских проектов.
- Львиная доля комплектующих, которые используются для строительства метрополитена, поступает к нам из России, - отмечает ведущий специалист по вопросам собственного строительства "Минскметропроекта" Алексей Хоружий. - Например, ходовые и контактные рельсы поставляют в том числе с Урала. Еще используем российские вентиляторные и водоотливные установки, тяговые станции. Вообще, "Минскметропроект" - один из членов Тоннельной ассоциации России, что открывает значительные возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
К слову, раньше белорусские метростроевцы помогали сооружать метро и тоннели по всему Советскому Союзу. Сейчас рабочие руки - дефицит. А уже через несколько лет высококвалифицированных специалистов понадобится еще больше.
Начато проектирование третьей линии метрополитена, которая должна связать южную часть Минска с северной. Первый участок - от станции "Юбилейная" до станции "Лошицкая" - планируют открыть уже в 2017 году. Он позволит разгрузить напряженный пересадочный узел между станциями "Октябрьская" и "Купаловская".
Ну а пока в юго-западной части Минска строят новые станции и тоннели, на западе города возводят новые микрорайоны. Жителей с каждым днем становится все больше. Транспорт уже не выдерживает колоссальных пассажиропотоков. Как решить проблему? Выход предложили еще в прошлом году. Составы на второй - "Автозаводской" - линии удлинили и превратили в пятивагонные. Всего в Минск из Мытищ и Санкт-Петербурга тогда прибыли 29 современных вагонов, которые соответствуют необходимым требованиям по безопасности и экологичности. Салоны оборудованы антивандальными сиденьями, современной системой вентиляции и освещения. В метро уверяют: проблем с эксплуатацией российской техники нет.
Хотя некоторые станции "Автозаводской" линии все равно оставались перегруженными. Поэтому в 2010-2011 годах решено купить в России еще шесть новых составов. Два из них весной прибыли в Минск из Мытищ и уже перевозят пассажиров. По словам директора предприятия "Столичный транспорт и связь" Валерия Шкуратова, еще один поезд появится к концу года. Дальше - как позволят средства.
Обновления ждут и на первой - "Московской" - линии. К открытию юго-западного участка будут закуплены семь новых составов, а после ввода в эксплуатацию станции "Малиновка", которая проектируется, - еще три.