40 поправок в федеральное и региональное законодательство дадут уверенность свердловским инноваторам

Согласно планам, уже в 2010 году объем производства инновационной продукции в Свердловской области должен достигнуть 55 миллиардов рублей. Однако до сих пор ни в областном, ни в федеральном законодательстве нет даже определения "инновации".

По мнению экспертов, нормативно-правовой вакуум - едва ли не основная причина того, что в инновационной сфере сегодня работают лишь два процента малых предприятий Свердловской области. Требуется внести не менее 40 поправок в федеральное и региональное законодательство, чтобы инноваторы наконец-то почувствовали себя уверенно. Так, до сих пор не сформулированы внутрироссийские стандарты деятельности технопарков, а действующие нормативные акты, которые нацелены на поддержку интеллектуального капитала (о защите интеллектуальной собственности, о создании особых экономических зон и малых инновационных предприятий при вузах), не образуют системы.

Как отметил заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Валерий Турлаев, структуры, призванные поддерживать новшества, на деле стремятся минимизировать свои риски, что накладывает дополнительные обязательства на инноватора. В результате он либо отказывается от внедрения изобретения в производство, либо выживает за счет собственных средств. Поэтому более 75 процентов малых предприятий сегодня по-прежнему работают в сфере услуг и торговле, а доля отечественных наукоемких продуктов на глобальном рынке составляет всего лишь полпроцента. Количество высокотехнологичной продукции в экспорте чуть выше - пять процентов.

Помимо законодательных "недомолвок" имеется и ряд других проблем, препятствующих развитию инноваций: в частности, нехватка специалистов, способных разрабатывать и внедрять ноу-хау, устаревшее оборудование на предприятиях, не готовое к выпуску новой продукции, неразвитая инфраструктура. В Свердловской области сегодня действует семь технопарков, однако инновационными их можно назвать весьма условно: зачастую они не имеют прямой связи ни с ведущими вузами, ни с Академией наук. Большинство скорее можно отнести к промышленным паркам, созданным на базе крупных заводов. Областной венчурный фонд за два года работы поддержал всего два проекта. По словам предпринимателей, получить федеральные и областные гранты и субсидии очень сложно, к тому же выделяемых государством средств для полного инновационного цикла, как правило, не хватает.

Именно поэтому особое внимание сейчас приковано к формированию технопарка высоких технологий и венчурного фонда на базе Уральского федерального университета. Планируется, что в ближайшее время областной минпромнауки и руководство УрФУ разработают концепцию свободной технико-внедренческой экономической зоны, где продукты инновационной деятельности будут производиться в промышленных масштабах и реализовываться. Объем венчурного фонда к 2020 году предполагается довести до 400 миллионов рублей.

P.S.

На прошлой неделе депутаты Свердловской областной Думы приняли в третьем чтении закон "О поддержке субъектов инновационной деятельности", который предоставляет инноваторам право на субсидии из областного бюджета, аренду государственного казенного имущества по льготным тарифам, льготное налогообложение и ряд других преференций. Однако в силу этот нормативный акт вступит не раньше первого января 2011 года.