14.07.2010 23:18
    Поделиться

    На Московском кинофестивале показали первый в России хантыйский вестерн

    На московском кинофестивале в рамках "Гала-премьеры" состоялась российская презентация ленты "Красный лед. Сага о хантах".

    Фильм снят Олегом Фесенко по мотивам романа "Божья матерь в кровавых снегах". Его автор - хантыйский писатель, зампред Думы Югры, председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин.

    Роман Айпина вышел в нескольких странах, в том числе Финляндии и Франции. Последнее издание книги на родном языке отличается от предыдущих тем, что в него включены рассекреченные документы из архивов Тюменского управления ФСБ о восстании хантов против большевиков. Волнения спровоцировал Уралобком: власти арестовали шаманов и решили отлучить аборигенов от религии через уничтожение святилищ. Зимой 1933-1934 годов мятеж зверски подавили сотрудники ОГПУ с помощью армейских формирований из Свердловска.

    С событиями тех лет и связана сюжетная канва романа. В центре повествования - фигура Матери Детей, остячки. Она потеряла мужа, старшего сына, с оставшимися четырьмя детьми отправляется из разгромленного селения в неведомый ей путь к свободе, становясь мишенью стрелков аэропланов. Создатели же фильма, выстроенного в стиле вестерна, раскрывают кровавую драму через историю любви красного командира к дочке шамана.

    После возвращения Еремея Айпина с московской премьеры с ним встретился корреспондент "РГ".

    Российская газета:  Вас, Еремей Данилович, не смущает такой сценарный подход?

    Еремей Айпин: Ну, будь я режиссером, сделал бы, наверное, по-другому. Однако авторы "Красного льда" имеют право по-своему пересказывать роман. Кинематографическая стилистика частенько разительно отличается от писательского оригинала. Фильм получился динамичным, наполнен экспрессией, чувствами. И замечательно! В нем играют актеры с сильной энергетикой. Он, это крайне важно, должен понравиться молодым. Отсюда рождается интерес к первоисточнику - книге.

    РГ: А много ли в самом романе художественного вымысла?

    Айпин: Без него, разумеется, не обойдешься, но историческая основа выверена, в ней нет фантазий, она сполна подтверждается документами. Читать их было жутковато, хотя правду о тридцатых годах узнал намного ранее из рассказов родителей, родственников. Среди них бывший шаман - один из немногих, кто остался при советской власти в живых. Он-то и поведал мне поразительную драматическую историю, вдохновившую на написание книги.

    РГ: Будем надеяться на выход ленты в широкий российский прокат.

    Айпин: Будем. К слову, фильмом заинтересовались прокатчики финно-угорских государств. Как-никак первый полнометражный художественный фильм о хантах. В России проживает около 30 тысяч хантов, большая часть - в автономном округе. Было бы хорошо, появись фильмы о других малочисленных народах - на крепкой литературной, сценарной основе. Мы в детстве обычно о тех же индейцах узнавали в первую очередь откуда? Из кино.

    Справка "РГ"

    Еремей Айпин родился в 1948 году на реке Аган. Был рабочим, радиокорреспондентом, депутатом Верховного Совета СССР, представителем президента РФ в ХМАО, депутатом Госдумы. С 1981 года - член Союза писателей, куда его приняли по рекомендации Анатолия Приставкина. В родной стране и за рубежом издано около десятка книг писателя.

    Поделиться