Соединенные Штаты передали в руки иракских властей в общей сложности 55 членов так называемого "ближнего круга" бывшего иракского лидера Саддама Хусейна, включая занимавшего долгое время посты вице-премьера и министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза.
Последняя группа из 26 человек, в которую входил Азиз, была выдана всего за день до того, как американцы планировали передать под контроль иракского правительства свою тюрьму "Кэмп Кроппер" близ багдадского аэропорта. В этой тюрьме содержались 1800 человек, из них 1600 американцы отдают.
У 74-летнего Тарика Азиза были в "Кэмп Кроппере" отдельные апартаменты. Специальный трибунал приговорил его в 2009 году к 15 годам тюремного заключения по обвинению в причастности к казни 42 торговцев, которые искусственно завышали цены на товары первой необходимости в условиях введенных против Ирака санкций. Это произошло в 1992 году, и, как вспоминает один из иракских юристов, все было сделано под давлением со стороны официального Багдада: от момента задержания до казни прошло 36 часов.
Тарик Азиз значился в карточной колоде самых разыскиваемых деятелей саддамовского режима, которую придумали американцы и раздали своим солдатам сразу после вторжения в Ирак в 2003 году. Но самых серьезных обвинений - в совершении массовых убийств - против Азиза выдвинуто не было. Поэтому он занимал в колоде довольно скромное место и проходил как восьмерка пик.
Тузом пик был сам Саддам Хусейн, другими тузами - его сыновья Кусай и Удэй, а также его личный секретарь и начальник службы безопасности Абид Хамид Махмуд аль-Тикрити. Саддам был повешен по приговору трибунала, его сыновья погибли в бою. Секретарь все еще под трибуналом. Из 55 членов той колоды по крайней мере семеро мертвы, а десять до сих пор находятся в розыске.
В последней группе, поступившей из "Кэмп Кроппера", самой значительной персоной (если не считать уже получившего срок Азиза) стал бывший министр нефти Амер Мухаммад Рашид. Еще в 2004 году американская след ственная комиссия во главе с Чарлзом Дюльфером пришла к выводу, что никаких преступлений за ним нет, и его надо освобождать. Но этого не произошло. По мнению Дюльфера, "Рашид много знал о распределении нефти между отдельными личностями, включая членов нынешнего правительства. Его не выпускают только потому, что он слишком много знает".