У британской нефтяной компании "Би-Пи" возникли новые проблемы. Группа американских сенаторов заподозрила, что компания имеет отношение к скандальной истории по досрочному освобождению шотландским правительством ливийского террориста Абдельбасета Али Аль-Меграхи.
Законодатели обратились в госдепартамент США с запросом, могла ли "Би-Пи" повлиять на шотландские власти, чтобы склонить их к досрочному освобождению преступника, взорвавшего 21 декабря 1988 года над шотландским городом Локерби самолет американской компании "Пан Америкэн". Теракт унес жизни 270 людей. Ливийца приговорили к пожизненному заключению, но год назад он был отпущен на свободу из гуманных соображений - врачи утверждали, что Меграхи умирает от рака и жить ему якобы осталось несколько недель. Террориста, который, кстати, жив и по сей день, встречали на родине как героя. В США не скрывали своего негодования. Президент Барак Обама и глава ФБР обрушились с резкой критикой на решение Шотландии помиловать убийцу. В Вашингтоне даже раздавались призывы бойкотировать шотландские товары. Сегодня американские сенаторы заявляют: "Если выяснится, что "Би-Пи", благодаря помилованию, получила доступ к ливийской нефти, используя массовое убийство как козырь на переговорах, однозначно можно будет сказать: деньги, полученные от продажи этой нефти, - кровавые".
Госсекретарь США Хиллари Клинтон обещала разобраться, существовало ли лоббирование досрочного освобождения террориста со стороны "Би-Пи", которая хотела получить очень выгодный контракт на разработку ливийских нефтяных месторождений. Пока в это дело не будет внесена ясность, британская компания может быть отстранена от бурения скважин в Заливе Сидра.
Подозрения о наличии "нефтяного следа" в деле досрочного освобождения ливийского террориста отнюдь не выглядят беспочвенными. В мае 2007 года официальный Триполи подтвердил готовность принять назад, после 30-летнего перерыва, британскую нефтяную компанию "Би-Пи". Глава "Би-Пи" Тони Хейуорд подписал контракт о создании совместного предприятия с ливийской корпорацией Libya Investment стоимостью в 900 миллионов долларов.
В сентябре прошлого года тогдашний министр юстиции лейбористского правительства Британии Джек Стро открыто признал, что на переговорах 2007 года об освобождении Аль-Меграхи "очень большую роль" сыграли вопросы торговли между Британией и Ливией, включая нефтяные сделки. Стро подтвердил в интервью британской "Дейли телеграф", что Британия хотела сделать из Ливии единомышленника, а потому сделала ставку на торговые и нефтяные соглашения с этой страной. В этом же интервью Стро признал, что, составляя договор с Ливией о передаче заключенных, он первоначально исключил из списка Аль-Меграхи. Однако впоследствии изменил мнение, и террорист оказался на свободе.
Сегодня британские комментаторы указывают на тот факт, что министр мог "передумать" именно потому, что получил предупреждение со стороны "Би-Пи": дальнейшее пребывание Аль-Меграхи за решеткой могло расстроить намечавшуюся сделку.
Между тем
Официальный представитель "Би-Пи" все опровергает. По его словам, хотя компания и торопила правительство с завершением работы над соглашением о передаче заключенных, вопрос о судьбе Меграхи вообще не поднимался.