Многие работники уже заметили, что в этом году денег по больничному листу они стали получать больше - размер пособий увеличился. Одновременно с нового года вместо единого социального налога работодатели платят страховые взносы. Как показала себя новая система? Хватит ли теперь денег на оплату больничных? Ведь у фонда сохраняется дефицит бюджета.
Сегодня эта тема будет обсуждаться на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениями фонда. Накануне председатель ФСС Сергей Афанасьев ответил на вопросы "РГ". Кстати, это его первое интервью в новой должности.
Российская газета: Полгода ФСС работает по новой системе сбора платежей. Срок небольшой, и все-таки, наверное, уже можно говорить о первых результатах, может быть, в чем-то неожиданных?
Сергей Афанасьев: Да, с 1 января этого года вступило в силу новое законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, в соответствии с которым администрирование взносов в Фонд социального страхования передано самому фонду. Другой вид страхования - от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - фонд осуществляет с 2000-х годов. Поэтому для нас тема контроля за уплатой страховых взносов не новая. Мы готовы были эту задачу выполнять и она выполняется региональными отделениями фонда вполне удовлетворительно.
РГ: А объемы поступлений в фонд изменились? С одной стороны, экономисты говорят об уменьшении фондов оплаты труда в результате кризиса, с другой - Росстат утверждает, что средние доходы населения в прошлом году выросли.
Афанасьев: По страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в законе предусмотрено достаточно серьезное изменение - мы отказались от прямого ограничения размера пособия. Помните, был потолок - 18 270 рублей в расчете на полный месяц. Пособия по беременности и родам ограничивались потолком в 25 390 рублей, а по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 7492 рубля.
С этого года мы выплачиваем пособия, исходя из заработка, не превышающего страхуемый во всех видах обязательного социального страхования. Это 415 тысяч рублей в расчете на год и 34 583 рубля в расчете на месяц. В день получается 1137 рублей. То есть работник, выходя на "больничный", теперь получает в зависимости от стажа 60, 80 или 100 процентов заработка, не превосходящего в месяц 34,5 тысячи рублей. Пособие по уходу за ребенком - 40% заработка - теперь может достигать 13 833 рубля, что почти вдвое выше прошлогоднего ограничения. Теперь работники с заработком выше среднего могут получать полноценное страховое обеспечение в период болезни или материнства.
Конечно же, были опасения, что снятие прямого ограничения спровоцирует чрезмерный рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Но этого не произошло.
По отчетности за первый квартал можно сказать, что среднедневной размер одного дня больничного листа возрос примерно на 80 рублей (до 453 рублей). Но внимательный анализ показывает, что это произошло в основном в связи с ростом заработной платы. Порядка 55 рублей из этих 80 приходится на рост зарплаты. Заработки, которые предъявлялись к оплате больничных листов в первом квартале 2010 года, превосходили заработки, которые предъявлялись в 2009 году, примерно на 14 процентов. В основном за счет этого мы и получили увеличение стоимости больничного листа. И еще небольшой рост, порядка 25 рублей, мы получили за счет того, что наконец перестали ущемлять в правах работников с доходами выше среднего.
Вы справедливо заметили, что фонд оплаты труда в целом в стране сокращается, а при этом растет средняя заработная плата. По нашим оценкам, видимо, идет внутреннее перераспределение этого фонда в пользу более высокооплачиваемых категорий работников. Кроме того, сейчас сокращается количество совместителей. Наши доходы связаны с фондом оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, а расходы - со средней заработной платой. Эти противоречивые тенденции в макроэкономике не способствуют сбалансированности нашего фонда, который занимается страхованием краткосрочных рисков.
РГ: Значит, дефицит бюджета ФСС в этом году вырастет? Какой он будет, по вашим ощущениям?
Афанасьев: Наоборот. По итогам прошлого года дефицит был 87,3 миллиарда, в этом году он ожидается меньше: с фонда сняли расходы на некоторые выплаты нестрахового характера. Напомню при этом, что тариф взносов в фонд не изменился по сравнению со ставкой единого социального налога - это 2,9 процента.
РГ: Все говорят о том, что социальные фонды перешли наконец на страховые принципы. Но цена КАСКО, например, зависит от износа машины, от многих причин. А у вас она ни от чего не зависит.
Афанасьев: Тут не соглашусь. Вы говорите о внешнем признаке коммерческого страхования частных имущественных интересов, которое учитывает индивидуализированные риски. А у нас обязательное социальное страхование. Мы страхуем социальные, то есть признанные обществом, риски. В частности, риск потерять заработок в связи с временной нетрудоспособностью. Социальный риск от степени "износа" работника, других обстоятельств зависеть не может. Это было бы социально несправедливо - заставлять работодателей за более пожилых работников или женщин в фертильном возрасте платить больший размер взносов. Это - прямой путь к дискриминации при приеме на работу, что, кстати, запрещено Трудовым кодексом.
Коммерческие принципы страхования и дифференциация тарифов к нам неприменимы. Мы выполняем другую важную страховую функцию - минимизируем чрезмерный убыток страхователя или застрахованного лица на принципах солидарности на общенациональном уровне. У нас 75% больничных листов - это листы продолжительностью до 14 дней. На них расходуется 25% бюджета фонда. Три четверти бюджета тратится на больничные листы продолжительностью более 14 дней, в том числе на превышающие 40 дней идет половина всех средств фонда. Если подходить к этому вопросу с точки зрения индивидуализации тарифа, где были бы работники, которые имели неосторожность сломать руку, ногу и "пролежать на больничном" месяца три? Для того чтобы не обременять работодателей расходами на страхование сверх установленного тарифа 2,9%, не ставить их в неравное положение и в то же время обеспечить работника доходом на весь период лечения, сколь бы долго оно не длилось, и существует солидарное социальное страхование.
РГ: Значит, все у нас хорошо и правильно и на этом можно успокоиться?
Афанасьев: Нам есть что совершенствовать. В частности, зачетный принцип. Этот принцип у нас введен еще с советских времен и пока сохраняется. По сути, у нас 4,9 миллиона бухгалтеров выполняют часть функций страховщика - назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в счет начисленных страховых взносов. В прошлом году оплачено 32 миллиона листков временной нетрудоспособности, в этом году ожидаем, что их будет 30 миллионов. Это достаточно большой объем работы, и он у нас "раскидан" на все предприятия, на их бухгалтерии.
Кроме административных издержек страхователя, у зачетного принципа есть и другие недостатки. При превышении суммы выплат над начисленными взносами страхователь вынужден отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий и лишь потом возмещать их из фонда. Но самая отрицательная сторона зачетного принципа - это вероятность задержки выплаты неплатежеспособным работодателем. Когда в стране 37% предприятий убыточны, риск ущемления прав работников высок. Поэтому было бы правильным поэтапно передать назначение и выплату пособий страховщику. Страхователи при этом будут уплачивать страховые взносы полностью в бюджет фонда и нести минимальную обязанность по представлению листков временной нетрудоспособности в фонд. Фонд будет назначать выплаты пособий и перечислять деньги на счета работников.При современных информационных технологиях эта задача вполне решаема.
Справка "РГ"
В 2009 году доходы ФСС РФ составили 440 млрд рублей (97,4% к плану), расходы - 448,5 млрд рублей (99% к плану). Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 57,6 млрд рублей (102,6% от плана). Основная часть расходов - 287,3 млрд рублей, или 89,5% - направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком.