16.07.2010 16:59
    Поделиться

    Рустам Танкаев: "Газпром" вынужден снижать цены и пересматривать контракты с Европой

    В начале этой недели первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев и первый заместитель премьер-министра Республики Белоруссия Владимир Семашко подписали соглашение о развитии сотрудничества по транспортировке нефти из Украины в Белоруссию.

    Минск, как известно, начал покупать "черное золото" в Венесуэле, откуда его танкерами везут в Одессу, а потом по железной дороге через Украину - в Белоруссию на нефтеперерабатывающий завод. Однако через несколько дней после подписания соглашения с Украиной Белоруссия заключила аналогичный договор с  Эстонией. Здесь танкер с нефтью должен прибывать в порт Мууга. Говорят, на подходе еще одно соглашение - с Литвой, где будет задействован порт Клайпеда. Все это говорит о том, что Минск стремится диверсифицировать не только поставки нефти, но и ее транспортировку. Во многом это реакция на то, что с этого года Россия в полном объеме ввела для Белоруссии экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Раньше она рассчитывалась по понижающему коэффициенту.

    В апреле Беларусь уже закупила 79,8 тысячи тонн нефти из Венесуэлы. Но, как говорится, за морем телушка - полушка, да рубль перевоз. По данным Белстата, тонна венесуэльской нефти обошлась Минску в 656 долларов. В полтора раза дороже, чем российское черное "золото", которое стоит 398 долларов за тонну. Но это ничуть не смущает вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, который утверждает, что закупка нефти в Венесуэле выгодна для его страны. Впрочем, "из этой трубы" Минск может рассчитывать только на половину необходимых ему поставок. Страна потребляет 6,5 миллиона тон нефти в год и еще 14 миллионов тонн уходит в виде нефтепродуктов в Западную Европу.

    Тем не менее, Беларусь намерена в этом году закупить в Венесуэле 4 миллиона тонн нефти, а в 2011 году - 10 миллионов тонн.
    Как эти нефтяные маневры отразятся на России, "РГ" рассказал эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

    Танкаев: То, что Беларусь получает нефть из Венесуэлы, а в перспективе будет еще поставлять и из Ирана, для России, конечно, связано с некоторыми потерями. Но и Минск несет убытки.

    "РГ": В последнее время практически все наши потребители энергоносителей, особенно в Евросоюзе, говорят о необходимости диверсифицировать поставки, чтобы не зависеть от одного поставщика. Кто самые главные наши  конкуренты на рынке поставок нефти и газа. В чем их преимущества? И каковы наши шансы?

    Танкаев: В настоящий момент главным конкурентом на рынке газа для России является Катар. У него 8 мощных терминалов для отгрузки сжиженного природного газа и огромные его запасы. При этом страна практически не потребляет это сырье. Поэтому Катар - один из крупнейших поставщиков голубого энергоносителя на мировом рынке. А с того момента, как импорт газа в США сократился, Катар отправляет освободившееся топливо в Европу, где конкурирует с "Газпромом". Именно Катар торгует на спотовом рынке, где газ имеет более низкую, более привлекательную цену, чем у российской компании. Поэтому Катар вынуждает "Газпром" снижать цены на газ, а так же пересматривать контракты и частично переходить с долгосрочных на краткосрочные.
    Что касается нефти, то здесь ситуация несколько иная. Конкурент России на этом рынке всегда были и остаются, конечно же, страны ОПЕК. Но с ними мы координируем свои действия. Правда,  эта координация получается односторонней. ОПЕК идет к нам на встречу, а мы не очень. Но в целом позиции России на нефтяном рынке укрепляются. И главной причиной является запуск нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Мы вышли на новый рынок и на нем Россия очень сильна.

    Я думаю, что в ближайшие годы мы увидим значительные изменения, так как количество российской нефти будет увеличиваться, а доля стран ОПЕК будет сокращаться. На европейском рынке наши позиции всегда были сильными. Хотя этот рынок не самый лучший, у него есть свои очень серьезные недостатки. И главный заключается в том, что он постепенно сокращается. Европейцы идут по пути совершенствования технологий и замещения нефти другими энергоносителями. Здесь они существенно преуспели. Япония тоже двигается в этом направлении.  Тем не менее, наша нефть еще долго будут востребована.

    Поделиться