Достаточно радикальный способ борьбы с уклонистами от армии предложил руководитель Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
По его мнению, люди, окольно избежавшие казармы, должны быть лишены права на получение диплома о высшем образовании и должностей государственных служащих. Чтобы эта норма прижилась в России, Шаравин предлагает ее узаконить. Общественный институт, который он возглавляет, самостоятельно выдвигать законодательные инициативы не может. Поэтому поборник всеобщей армейской лямки надеется, что к его предложению прислушаются в высших инстанциях. Скажем, в Государственной Думе.
Надо сказать, что стопроцентной новацией мысль Шаравина не назовешь. В прошлые годы ее уже не раз озвучивали с различных трибун. Вообще "солдатскую карту" пытаются разыграть всякий раз, когда какое-то ведомство желает решить собственные проблемы. Например, в одном из российских регионов руководители судебных приставов объявляли о принудительной отправке в армейский строй злостных неплательщиков алиментов. Они якобы договорились о внедрении необычной призывной практики с местными военкоматами. Минобороны, правда, эту информацию категорически опровергло.
Главный недостаток таких инициатив - их абсолютное несоответствие действующему российскому законодательству. Оно, как известно, не предусматривает жесткой привязки военной службы к образовательным запретам или должностным назначениям.
Между тем проблема нехватки рядовых действительно серьезно заботит военное руководство. Демографическая яма, в которую угодила наша страна, дополняется не менее болезненной ситуацией. По данным Генштаба, в прошлом году от казармы бегали около 17 тысяч парней. Чтобы поправить дело, минобороны сделало ряд шагов по гуманизации призывной службы. Для рядовых ввели послеобеденный сон и два обязательных выходных в неделю. Сейчас прорабатывается возможность службы ребят поближе к дому. Облегчая солдатскую ношу, военные надеются на ответные шаги. В частности, на поддержку таких вынужденных инициатив, как увеличение призывного возраста с 27 до 30 лет, продление весенне-летнего набора в армию до сентября и существенное сокращение вузов с государственной аккредитацией.
Как выяснилось, у кадровых военных хватает гражданских сторонников. Это подтвердил разговор на "круглом столе", организованном Центром анализа стратегий и технологий. Мнения там звучали разные, но в целом они свелись к двум главным тезисам. Первый - в армии должны отслужить все здоровые граждане России. Второй - переломить ситуацию с комплектованием Вооруженных сил у командиров в одиночку не получится.
- Мое мнение - отсрочки от военной службы должны быть связаны только с проблемами здоровья призывников. Другие надо отменять, в том числе для студентов, - заявил замдиректора института США и Канады Павел Золотарев.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов и член научно-экспертного совета Комитета Госдумы по обороне Константин Макиенко справедливо заметили, что желание или нежелание служить во многом зависит от того, как организована жизнь солдата в казарме.
- Современная молодежь не будет относиться к военной службе так, как к ней относились отцы и деды, пока в армии не произойдут кардинальные изменения условий этой службы и не повысится ее авторитет в обществе, - считает Руслан Пухов.