На чем полетим? Этот вопрос стоит перед каждым из нас, когда мы собираемся в путь-дорогу, лежащую в небесах.
Что же такого "самого совершенного" предлагает нам мировая авиаиндустрия сегодня? Мало кто ответит на этот вопрос убедительнее, чем прославленный международный авиасалон Фарнборо, который предлагает покупателям последние технологические инновации, а просто любопытствующим посетителям - "величайшую авиацию в действии".
Организаторы авиашоу, традиционно раз в два года проводимого в пригороде Лондона, уже объявили, что Фарнборо-2010 станет "взлетно-посадочной полосой для успеха". Только что на этой ВПП приземлился впервые перелетевший через Атлантику "самолет мечты" - сенсационное детище семейства "Боингов" - Boeing 787 Dreamliner. Все взоры сегодня прикованы именно к нему как к "революционной модели". От прочих серийных пассажирских самолетов Boeing 787 отличается прежде всего тем, что построен из легких композиционных материалов. Около 15 процентов конструкции этого самолета изготовлено из сплавов титана. Этот титан предоставила "Боингу" Россия: контракт на сумму более миллиарда долларов был подписан в 2007 году. На Урале действует совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing по производству деталей для самолета Dreamliner.
Первыми на "самолете мечты" должны будут полететь японцы: Dreamliner по графику должен быть доставлен японской авиакомпании All Nippon Airways к концу года. Однако американский производитель не уверен, что и этот график не будет нарушен.
Европейцы строят весьма схожую с "самолетом мечты" серию лайнеров, обозначенную как А350. Правда, раньше, чем в 2011 м, этот конкурент американского "самолета мечты" вряд ли поднимется в небо.
Если судить по настроению только что стартовавшего авиасалона в Фарнборо, рынок гражданской авиации "скорее жив, чем мертв". Все пространство авиасалона было буквально сметено с прилавков, и уже к открытию свободных площадей на нем практически не осталось. Ожидается, что покупатели проявят большую активность, чем в 2008 году, хотя и на том авиасалоне заказов было сделано на рекордную сумму в 88,7 млрд долларов.
В летной программе нынешнего салона принимает участие российский лайнер Sukhoi Superjet 100. Прибудет и новый украинский самолет АН-158, который готов бросить вызов "Сухому". Всего Россию представляют на нынешнем Фарнборо 59 компаний, из которых 27 демонстрируют продукцию военного характера. Среди "военных" значатся "Рособорон экспорт", "Сухой", "МиГ", "Ил", "Оборонпром". В то же время широкая британская публика, как мне удалось выяснить в частных разговорах, в большинстве своем не знает громких имен российских авиаконструкторов.