19.07.2010 23:10
    Поделиться

    На выставке "ИННОПРОМ-2010" определили проблемы развития инноваций в стране

    На пути инноваций стоят административные барьеры

    Центральной темой международной выставки-форума "ИННОПРОМ-2010" стали плюсы и минусы трансферта технологий, а также причины, мешающие развитию собственных инноваций в стране.

    Несмотря на то что сегодня принимается множество государственных программ, касающихся поддержки инноваций, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью по-прежнему занимают незначительную долю в структуре ВВП. В силу этого международные рейтинги очень скромно оценивают возможности России как инновационной державы.

    В мае текущего года PricewaterhouseCoopers и "Роснано" опросили 100 крупнейших российских компаний, чтобы оценить уровень инновационной активности в стране. Результаты не впечатляют: всего 39 процентов респондентов сообщили, что запустили производство новых продуктов в 2008 - 2009 годах. Опрос показал, что раньше начинают внедрять инновации те, кто работает на международном рынке или с зарубежными партнерами, чем те, кто сосредоточен на внутреннем.

    - Занимайтесь инновациями - мы скоро создадим для этого условия. Как говорится, вы жарьте - рыба будет, - иронично прокомментировал результаты Андрей Шаронов, управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог".

    Среди факторов, препятствующих инновациям, бизнесмены отметили бюрократию, наличие высоких таможенных пошлин, неудовлетворительное качество судебной системы и исполнения законов, регулирования и администрирования, а также низкую стоимость инновационных капиталов.

    - В России не создан механизм капитализации ноу-хау, патентов, инновационным компаниям очень сложно создавать проекты стоимостью свыше двух миллиардов рублей, а именно с такой суммы мы начинаем их рассматривать. К тому же предпринимательская инициатива наталкивается на колоссальное количество барьеров, формализованных процедур в кредитных учреждениях. Так устроено банковское законодательство, что мы не можем оценить патенты и образование как залоговое имущество, поэтому по таким проектам требуется создание 100-процентного резерва, - признает Ильгиз Валитов, директор департамента развития регионов Внеш экономбанка.

    По мнению экспертов, жизнь малого инновационного предприятия в России слишком коротка и терниста. Из 100 венчурных проектов успеха достигают лишь 10, при этом 1-3 из них "умирают" еще на начальной стадии, 3-4 показывают средние результаты, зато 2 - 3 выстреливают так, что покрывают все потери инвестора.

    - Для инновационного процесса важны три вещи: скорость, с которой можно реализовать идею, право на провал и наличие среды - финансовой, научной, правовой. Важно, чтобы контролирующие органы это понимали и были толерантными. В инновациях нельзя заранее гарантировать успех, - говорит Владислав Бутенко, управляющий директор Boston Consulting Group.

    - В России совершенно не развито так называемое семейное финансирование, когда стартовый капитал обеспечивается родственниками или друзьями инноватора. Бизнес-ангелы (инвесторы, имеющие опыт создания собственного бизнеса и вкладывающиеся в идею на краткосрочную перспективу) - тоже пока редкость. Замещением этих звеньев, на мой взгляд, могло бы заняться государство, - добавляет Дэвид Ян, основатель ABBYY Software House.

    Практика показывает, что для большинства российских предприятий все же более актуальна модернизация, то есть адаптация уже изобретенных товаров и технологий, нежели собственные разработки. Парадокс нашей действительности в том, что множество компаний, совершенно не занимающихся модернизацией или инновациями, процветают. За счет внутреннего рынка. Разница в производительности в рамках одной отрасли иногда достигает 4-14 раз.

    По мнению экспертов, государство получит большую отдачу, если будет вкладываться в малые предприятия, а не стимулировать НИОКР промышленных гигантов. Представители же власти полагают, что наиболее привлекательны для вложений сферы, существенно меняющие качество жизни. Например, фармрынок, а там "заказывают музыку" как раз транснациональные корпорации.

    Поделиться