На пресс-конференции участники первой в истории 35 лет международной стыковки космических кораблей рассказали о деталях легендарного полета.
15 июля 1975 года СССР запустил в космос свой космический корабль "Союз-19". В то же время, на другом конце Земли, с космодрома на мысе Канаверал взлетела ракета, которая вывела американский "Аполлон-18" на орбиту. А спустя два дня представители государств-конкурентов в космической гонке жали друг другу руки на борту общей космической станции "Союз" - "Аполлон". Советский экипаж представляли космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, в американскую команду входили Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.
- По программе мы должны были открыть люки и пожать друг другу руки над Москвой. Но я до сих пор не понимаю, как так получилось, что мы пожали руки над Эльбой. Это было очень символично, - вспоминает сегодня командир советского экипажа Алексей Леонов.
А бортинженер Валерий Кубасов рассказывает, что после того, как корабли состыковались, экипажи совместными усилиями выполнили ряд экспериментов: "Потом сказали, что для нас приготовлен сюрприз. Оказалось, американский президент захотел поговорить с каждым из нас по радио".
За время совместной миссии, продлившейся 44 часа, была проведена еще одна стыковка, а после корабли совершили серию маневров, в ходе которых "Аполлон" закрыл собой Солнце, создав для "Союза" искусственное солнечное затмение. Это позволило советскому экипажу сделать фотографии солнечной короны.
Командир "Аполлона" Томас Стаффорд считает, что самым сложным полетом в его жизни был именно "Союз" - "Аполлон": "К этому времени я был уже опытным астронавтом, выполнил три полета, но из всех моих экспедиций в космос самой сложной была эта, потому что мы все говорили на разных языках".
- Тем не менее, этим полетом мы выводили отношения между нашими странами на качественно новый уровень, - считает пилот "Аполлона" Вэнс Бранд. - Ведь инженерам, техникам и астронавтам понимать друг друга проще, чем политикам.
Действительно, космическая экспедиция "Союз" - "Аполлон" стала не только важным политическим событием, положившим начало международному сотрудничеству в космосе, но и ознаменовала собой технологический прорыв: ведь ни один из этих совершенно разных космических кораблей изначально не строился с целью космических стыковок.