Вчера в Междуреченск прибыли лучшие мировые эксперты в области добычи угля и безопасности в отрасли. Они будут работать над проектом восстановления "Распадской".
Журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, в первую очередь интересовало, будут ли, наконец, обнародованы предварительные причины взрывов, произошедших в ночь с 8 на 9 мая. Ответ был таким: пока специалисты не спустятся в шахту и не увидят, что там, внизу, делать какие-либо выводы рано. Как и предавать широкой огласке промежуточный акт технического расследования причин аварии, переданный в понедельник главе правительственной комиссии первому вице-премьеру Виктору Зубкову Ростехнадзором. Сотрудник пресс-службы ведомства Ольга Галкина, сообщив корреспонденту "РГ" о факте передачи документа, добавила: "В акте более трехсот страниц, и он является секретным документом. Все вопросы вы можете адресовать экспертам, которые прибудут в Междуреченск".
Между тем еще на прошлой неделе на официальном сайте Ростехнадзора была выложена общедоступная информация со ссылкой на главу ведомства Николая Кутьина, который утверждал, что "основные причины аварии уже ясны". Акт технического расследования является лишь промежуточным документом, так как ликвидация последствий подземных взрывов еще не завершена и до сих пор невозможно провести осмотр аварийного участка.
Разобраться в причинах майской трагедии должны помочь специалисты мирового уровня - директора, управляющие и эксперты крупнейших добывающих компаний Англии, Канады, Украины. В течение семи-десяти дней будет сформирована экспертная группа по подготовке проекта восстановления шахты, которая определит задачи на ближайшее время. Работа экспертов займет не один месяц. Уже вчера они побывали на месте аварии и в один голос высоко оценили действия руководства и специалистов шахты по ликвидации последствий взрывов. И высказали мнение, что "Распадская" сможет снова добывать уголь.
В качестве предварительной рекомендации эксперты высказали предложение: необходимо сократить протяженность подземных выработок. Они сегодня самые длинные в мире - 220 километров. Если их удастся сделать короче (что, разумеется, не факт), шахту будет проще обслуживать, а значит, уменьшится один из существенных факторов риска аварий.
Еще один фактор риска: в то время как техника уходит далеко вперед, нормативная база остается прежней. Потому проект "реанимации" "Распадской" должен максимально учитывать все требования к безопасности. Без права на ошибку.
Тем временем ситуация на шахте остается сложная, нестандартная. В выработках "Распадской" до сих пор продолжаются пожары.