Чтобы сблизить людей разных национальностей, в Кабардино-Балкарии возвращаются к истокам своей истории.
Журмэ из баранины
В республике возрождают одну из древнейших традиций Кавказа - куначество. Согласно ей, члены разных семей берут на себя обязательства взаимного гостеприимства и помощи в течение жизни. "Кунак", в переводе с тюркского, - "почетный гость", "друг", "приятель". "Куначество" считается синонимом "побратимства".
Министерство по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР вовлекло в проект школьников и студентов. И это объяснимо. С одной стороны, ребятам проще подружиться, с другой - именно они сегодня становятся объектом обработки тех, кто пытается посеять межнациональную рознь.
В прошлом году первыми участниками проекта стали восемь подростков из кабардинских и балкарских сел. Неделю дети жили в гостях друг у друга, знакомились с традициями и бытом, посещали секции и кружки - словом, изучали жизнь соседей изнутри.
В нынешнем году стать кунаками пожелали уже 34 семьи кабардинцев, балкарцев, русских, украинцев, осетин и корейцев.
...В балкарское селение Яникой Тимур Жилясов приехал из кабардинского села Кахун, что в 80 километрах от дома кунака. И стал там не просто гостем, а членом семьи. После знакомства с родителями, обеда и отдыха его повели на кухню, чтобы научить готовить национальное балкарское блюдо - журмэ из баранины. Вскоре ребята подружились и стали называть себя кунаками.
- Я учил балкарские слова, а Тимур знакомил меня с кабардинскими, - рассказывает Борис.
- Он мне сейчас как брат, - признается Тимур.
Вслед за детьми породнились родители. Сначала перезванивались, потом Жилясовы приехали посмотреть, как устроился сын. Кулиевы накрыли стол, пригласили соседей. А потом собрались с ответным визитом. И вот уже балкарка Люли и кабардинка Фатима вместе готовят хычины с картошкой и сыром. Все разговоры о сыновьях. Общий язык быстро нашли и отцы.
- Семья Кулиевых стала вторым домом для нашего сына. И мы очень рады, что он нас побратал с балкарцами, - говорит Рустам Жилясов.
Символ дружбы
16-летний Денис Шевелев вырос в казачьей станице Екатериноградской. Родовые башни балкарцев раньше видел только на картинках. Веками там гость получал хлеб, кров и защиту. Об этом Денису рассказали в доме кунака Мухаммата Османова в селе Верхняя Балкария. Заодно и к родовым башням сводили, и с древними обычаями познакомили. В знак дружбы по традиции горец подарил казаку нож.
- Мне нравятся их обычаи. Например, в знак уважения вставать, когда входит старший, не вставать из-за стола, пока старший не встанет, - рассказывал, погостив у балкарского кунака, Денис. - Мы живем на одной земле, поэтому нужно учиться понимать друг друга.
Возрождение института куначества, надеются организаторы проекта, станет профилактикой межнациональных конфликтов: принципы добрососедства и взаимопомощи во взаимоотношениях народов в последнее время оказались утеряны. Братские отношения между людьми разных национальностей и конфессий здесь намерены укреплять с помощью вековых традиций. Их символом стала аллея Дружбы, которую весной кунаки заложили в кабардинском селении Аргудан.
Теперь в республике планируют организовать лагерь кунаков, собрав там всех побратавшихся ребят, чтобы они подружились уже с друзьями своих друзей. Ну а следующий этап проекта приобретет межрегиональный размах. Идея уже поддержана в Северной Осетии и Ставропольском крае. Кунаками станут жители трех субъектов Северо-Кавказского федерального округа. По мнению президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, "лучшей практики по формированию культуры межнационального и межконфессионального общения сегодня трудно найти".
Борис Паштов, министр по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КБР:
- Кавказ в последнее время многими, к большому сожалению, представляется исключительно воюющим, беспокойным, агрессивным... На примере уже хорошо зарекомендовавшего себя нового проекта хотим показать, что здесь умеют по-настоящему дружить, мы гостеприимны и не делим людей по национальностям. Куначество - обычай настолько древний, что даже старожилы не скажут, сколько ему на самом деле веков. Именно об этом обычае мы и вспомнили в связи с некоторыми негативными процессами, начавшимися в республике. Задались вопросом: а что можно противопоставить этому, и как нашим предкам удавалось выживать в сходных обстоятельствах? Исторические источники говорят о том, что куначество имеет под собой весьма практическую подоплеку. Путнику, чтобы преодолеть немалые расстояния и опасности в горах, необходимы были кров и пища. А во времена войн - надежное укрытие и помощь в беде. Все это могли обеспечить только крепкие дружеские связи. Часто, чтобы прекратить распри, в ход шла народная дипломатия: кунаки привлекали к переговорам родственников и соседей.
И было принято решение вернуться к традициям. Признаемся, эффект превзошел самые смелые ожидания. Приведу только один пример. Сначала побратались два подростка кабардинского и балкарского сел Аушигер и Кенделен. Жили друг у друга в семьях, вместе ходили в школу, готовили уроки. Их навещали одноклассники, потом дружить стали школами. Далее к проекту подключились родственники, соседи, а затем и администрации населенных пунктов. Недавно Аушигер и Кенделен подписали соглашение о побратимстве. Пока мы еще курируем этот проект, но потом, уверен, он заживет своей отдельной жизнью.