Святые отцы Пушкиногорья и жители деревни Сорокино-Жуки Псковской области никак не могут поделить колодезную воду.
Улыбка святой Параскевы
Примерно половина здешнего населения - дачники. Но хоть и приезжают на весенне-летний сезон, люди этим местам не чужие. Кто-то тут вырос, как, скажем, Александр Егорович Иванов, глава администрации городского поселения Пушкинские Горы, у кого-то жена здесь родилась. Среди постоянных жителей много тех, кто поселился в Жуках в 1990-е годы. Среди них муж и жена Николай Щасливый и Светлана Дидковская. Николай Пантелеевич из кадровых военных. Сельчане сразу увидели в нем организаторскую жилку и избрали старостой.
Несколько лет назад по инициативе как раз Светланы Дидковской деревенский сход практически единодушно решил поставить в Жуках часовню. Место для нее выбрали на небольшом взгорке недалеко от старого деревенского колодца. Все сделали сами, на свои деньги. Со временем оградили часовню штакетником.
Когда дело дошло до освящения, приехавший из города Острова священник предложил заодно освятить и воду в колодце. Никто не возражал, дело, решили, хорошее. Имя часовне дали в честь святой Параскевы Пятницы, покровительницы полей и скота, целительницы тяжелых телесных и психологических недугов. Кто мог тогда подумать, что один из этих недугов поразит вскоре самих жуковцев? Что рассорятся дружные прежде соседи, в сущности, из-за ничего. А камнем преткновения в отношениях между ними станет тот самый освященный колодец, из которого не всякий рискнет напиться.
В поисках живой воды
Вот он - колодец деревни Сорокино-Жуки, за часовней, перед убегающим вниз пастбищем. Делаю несколько шагов по деревянным мосткам, откидываю крышку колодезного сруба. А где же вода? На дне, у основания третьего кольца, некая жижа неопределенного цвета.
- Не туда смотрите, - помогает сориентироваться Александр Игнатьев. Узнав о приезде корреспондента "Российской газеты" и главы местной администрации, он бросил все домашние дела и пришел знакомиться. Александр показывает мне на кусок трубы с другой, тыльной стороны колодца. Из трубы бежит на землю спасительная влага. Тут же и обязательная кружка. Пригубила из нее. Обычная, показалось, на вкус водица.
- Совершенно верно, вода как вода, ничего особенного, - говорит Игнатьев. - Мы отправляли ее на экспертизу. Специалисты это подтвердили. То, что какая-то лечебная, это попы придумали. Думали, сразу лечить начнет!
- А крест кто поставил около колодца и эти мостки к нему проложил?
- Мы и положили, деревенские мужики. Конкретно - я со Щасливым. Тут ведь такое паломничество началось, когда церковь объявила воду святой! Народ приезжает даже из Эстонии, Финляндии.
- Ты, Сань, расскажи журналисту, как чужаки из ведер на себя брызгают, - подключается 82-летняя Антонина Дмитриевна Дмитриева, местный старожил, "голова колодца", как она себя называет, имея в виду, что была когда-то свидетельницей его появления. Да и дом ее, первый от него, хорошо видно, кто пришел, зачем. И сама же рассказывает: - Как только освятили источник, народ стал приезжать разный, кто группами, кто в одиночку. Приедут, разденутся на виду у всех и давай из ведер на себя поливать, мол, очищаются. А стекает-то все обратно в колодец...
- Позвольте и мне сказать, - подходит к нам солидный мужчина в соломенной шляпе, пенсионер Александр Егорович Иванов. - Честно сказать, не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь от чего-нибудь излечился нашей водой. То, что ее освятили, еще не значит, что она стала святой! Даже для чая не годится, поверьте! В ней много железа и извести. При этом я абсолютно убежден, что передаче в чью-то собственность наш источник точно не подлежит. Никому и ни под каким видом.
Что такое "чисто по-русски"
Итак, причина раздора. Святые отцы Пушкиногорья, взявшиеся было оформить в собственность землю под часовней (к слову, по просьбе самих жителей деревни!), высказали желание расширить приватизируемый участок на несколько соток, дабы вошел в него и колодец. Поставили-то в свое время культовое здание в Жуках без согласования с властями. В сущности, если называть вещи своими именами, это был самозахват муниципальной земли. В администрации закрыли на это глаза. Но оформлять все равно когда-то надо.
- Чисто российская безалаберность, - констатирует глава администрации Николай Иванов. - Наш человек привык жить вольно. В советское время ведь все было единое, народное. Привычка осталась. Теперь, когда нашлись люди, которые взяли на себя оформление всех необходимых документов, возмущаются. Раскололись на две конфликтующие стороны. Постоянно выясняют между собой отношения. Старосту Щасливого обвинили во всех грехах. Уже и депутаты приезжали мирить их, и церковь пыталась, все тщетно. После июньского схода немного успокоились, но мир этот худой...
На июньском сходе, говорят, довольно шумном, с разными нелицеприятными высказываниями всех участвующих сторон в адрес друг друга, решили: землю у колодца церкви не отдавать. Кто-то "точно знает", что неспроста "положила та глаз" на эти несколько немаленьких соток. Намеревается, мол, открыть там некий Паломнический центр. Конечно, у священников Пушкиногорья хватает и более насущных проблем. Например, восстановление храмов. В том же главном соборе Свято-Успенского Святогорского монастыря, в пределе которого покоится солнце русской поэзии - Александр Сергеевич Пушкин, еще ой как далеко до завершения реставрации! А в церкви Казанской иконы Божьей Матери работы вообще непочатый край.
Грустно оттого, что люди в деревне Сорокино-Жуки так, собственно, и думают о тех, кто призван зародить в их сердцах веру - в добро, справедливость, честь и совесть. "Они приехали с крестом, в рясе и давай проклинать тут всех тех, кто против церковной приватизации источника", - сказали корреспонденту "РГ" в деревне. А приезжали за минувшие месяцы: игумен Святогорского монастыря Макарий, иерей Михаил из Казанской церкви Пушкинских Гор, благочинный храмов Островского округа архимандрит Сергий...
В Святогорский монастырь я поспела к концу службы. Последние прихожане покидали главный храм обители. "Поздно, поздно", - подтолкнул меня к выходу крупнотелый дядька в странном одеянии из смеси церковного и светского. Даже свечку у иконки не дал зажечь. Игумен Макарий, как выяснилось тут же, "давно у себя в покоях". Но тщетно звонила я в массивную железную дверь этих самых покоев.
Не дождавшись игумена, дозвонилась ему на мобильный телефон. Попросила о встрече. Не отказал, но сослался на занятость, неотложность дел. Предложил задавать вопросы по телефону. Очень рассердился, узнав, что речь пойдет "о деревне с источником": "Мне ничего от них не надо, не собираюсь там ничего приватизировать! Грязные сплетни, надоело об этом говорить!" Может, сердится от того, что устал от напрасных обвинений в том, о чем даже и не помышлял?
Худой мир или добрая ссора
Все спокойно сейчас в красивой деревеньке на Псковщине. Зеленеют луга, пасутся на пастбищах коровы... Кстати, пастбища тоже тут "самопальные". Пасут на заброшенных муниципальных землях свою скотину все кому не лень. Только после истории с колодцем, после всех этих передряг с отводом (не отводом) земли церкви, один из фермеров, Александр Игнатьев, обратился наконец к властям с просьбой об аренде. То есть как минимум один урок пошел впрок.
Задумались местные жители и о том, чтобы привести в порядок и сам колодец. Мостки к нему уже сделаны, спасибо депутатам, не сумев помирить мужиков и всю деревню с церковными представителями, дали хотя бы денег на материал. Надо бы еще облагородить источник. Вода ключом бьет из ржавой трубы. Что ж не быть в ней избытку железа? Оттого, может быть, и сердца стали жестче.