Не имея официального статуса, екатеринбургские мини-садики легко уходят от ответственности

Одна из крупнейших сетей коммерческих детских садов в Екатеринбурге неожиданно закрыла несколько филиалов.

Родители в шоке: пристраивают детей и пишут коллективный иск в суд, чтобы вернуть оплаченные авансом взносы.

Корреспондент "РГ" попыталась разобраться в скандальной истории.

За семь лет существования негосударственный детский сад "Дарование" открыл филиалы в разных частях города. Но в последние месяцы сеть лихорадит: закрылись филиалы на улицах Ясной и Металлургов, теперь пришла очередь садика на улице Двинской.

Владелица Елена Бойко объясняет все происками арендодателей:

- Мы еще прошлой осенью искали другое здание, чтобы переехать из коттеджа на Двинской, который арендовали, так как идем по пути укрупнения и выкупа в собственность помещений. В мае состоялось родительское собрание, где я объявила, что детский сад переедет до сентября-октября в новое здание. За три месяца, как было предусмотрено договором, предупредили арендодателя. Реакция последовала негативная: вход в здание перекрыли.

По словам Артема Червонного, представителя владельца помещения, "Дарование" задолжало арендную плату за три месяца, рассрочек не просило. Более того, нарушало противопожарные и санитарно-эпидемиологические нормы:

- Коттедж был сдан в аренду для проживания, а люди организовали в нем детский сад. Пожарных выходов нет. Сигнализации нет. На детских площадках стоит вода, в беседках гвозди торчат, кухня, где готовят, не соответствует СанПиН. Мы неоднократно направляли уведомления об исправлении нарушений, говорили: "Приведите все в норму, обеспечьте детям безопасность!"

Парадокс в том, что сами родители были вполне довольны условиями:

- В нашем микрорайоне небольшой выбор мини-садиков (муниципальных - всего один), а здесь меня все устраивало: и воспитатели, и территория огороженная, и программы развивающие, - рассказывает Елена, мама одного из воспитанников.

Владельцы коттеджа на Двинской обещают принять всех желающих в строящийся детский центр, который, по их словам, будет соответствовать всем санитарным и противопожарным нормам, но будет это не раньше осени. Елена Бойко видит в этом всего лишь проявление недобросовестной конкуренции: чужой садик закрыли - свой открывают.

Ситуация с филиалом на Ясной, 34а вообще странная: "Дарование" проработало в этом здании ровно два месяца. Благодаря рекламе удалось набрать 40 человек.

- Мы внесли взнос в середине мая, недели через две нам позвонили и сказали, что садик на Ясной, 34а закрывается, предложили перевестись в Краснолесье либо забрать взнос. В итоге садика уже и в Краснолесье нет, и на звонки никто не отвечает, деньги, видимо, возвращать придется через суд, - жалуется одна из родительниц.

Елена Бойко подтверждает, что договор аренды был расторгнут досрочно, так как владелец изменил условия и предложил выкупить здание за 30 миллионов рублей.

- Половина родителей согласилась перевести детей в другой филиал, половина предпочла забрать вступительный взнос. Деньги всем вернули, - уверяет она.

Родители же утверждают, что "выбить" взносы назад удалось не всем. Кто-то внес плату авансом за три месяца, кто-то - за год. По словам мамы Елены, ей еще повезло: взнос принимала сама Бойко - на платежных документах ее подпись и печать, а у других родителей оплату брали воспитатели. Теперь по факту получается: люди отдали свои деньги неизвестно кому, ведь Бойко утверждает, что до нее эти средства "не дошли".

"РГ" не берется судить, кто прав, кто виноват, - в этом разберется суд. Конфликт в "Даровании" можно было воспринимать очередной долговой историей, если бы в нем не было социальной подоплеки: только детский сад на Двинской посещали 65 ребятишек, кроме того, он давал работу 18 взрослым.

Корреспондент "РГ" опросила несколько экспертов, все они разводят руками. Роспотребнадзор бессилен: он выезжает на проверки только по жалобам родителей, а их не было. Милиция бессильна: по документам мини-сад числится как ИП по уходу и присмотру за детьми, а им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью в жилых помещениях. Адвокаты обращают внимание: первичный взнос в договоре оформлен как безвозмездное пожертвование, а вернуть оплаченные авансы реально только в порядке гражданского судопроизводства, но суд может длиться годами.

Как призналась в личной беседе одна из сотрудниц Свердловского управления Роспотребнадзора, сегодня деятельность мини-садиков похожа на игру в "русскую рулетку": повезет - не повезет.

- Ни для кого не секрет, что мини-садики существуют и их число постоянно увеличивается, - говорит депутат областной Думы Евгений Артюх. - Значит, несмотря на относительную дороговизну, они пользуются спросом, хотя в большинстве своем существуют нелегально или полулегально. Так почему бы не вывести их из тени?

Комментарий

Наталья Уланова, уполномоченный по правам ребенка Свердловской области:

- Спрос на услуги мини-садов большой, но образовательный процесс в таких группах не контролируется никем, кроме самих родителей, которые лишь на интуитивном уровне могут для себя определять, качественно или нет работает образовательный центр или надомный сад. Справедливости ради нужно отметить, что на самом деле некоторые такие коммерческие организации по ряду параметров могут давать образцы дошкольного образовательного процесса и условий дошкольного образования. Но ведь это, как говорится, как попадешь.

Чтобы мини-сады стали малокомплектными образовательными учреждениями, им нужна образовательная лицензия, их помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, предъявляемым к ДОУ. И здесь есть большая проблема несовершенства действующей законодательной базы.