21.07.2010 23:51
    Поделиться

    Непонимание между ведомствами ставит под угрозу доставку продуктов в отдаленные поселки Югры и Ямала

    Пока доставка горючего и продуктов в отдаленные местности автономных округов укладывается в график. Однако проблем, связанных с северным завозом, становится больше и от них уже не отмахнуться.

    Заполярное село Антипаюта к зиме следующего года может остаться без топлива: даже небольшие баржи по пути к причалу могут сесть на мель, поскольку много лет фарватер местной реки не углубляли. Подобная угроза висит и над многими другими поселениями Ямала, оторванными на сотни километров от всепогодных дорог. По видению властей, это может стать серьезным препятствием для северного завоза. Директор департамента госзаказа и торговли правительства округа Владимир Степанович считает, что проблема - в "подвисших" полномочиях. Такого рода работы, согласно законодательству, переданы Федерации. Субъект согласен взять их на себя, финансировать, но переговоры с заинтересованными ведомствами затянулись.

    К слову, при досрочном завозе топлива продуктов первой необходимости на территорию четырех своих районов ЯНАО обходится без поддержки российского бюджета. Все последние годы с задачей ямальцы справлялись в срок, пока нет опасений в срыве доставки грузов и в нынешнем навигационном сезоне. Правда, иные муниципальные образования тяготят долги прошлых лет. Самый большой - свыше 600 миллионов рублей - образовался у Шурышкарского района.

    Совокупная величина затрат окружного бюджета на завоз-2010 превышает два миллиарда рублей. К ним следует добавить вложения крупнейших добывающих компаний в рамках программы поддержки национальных поселков. Если сравнивать целевые расходы с 2003 годом, когда бюджет региона выделил на зимние резервы три миллиарда рублей, то с учетом инфляции северный завоз нынче обходится существенно дешевле. Экономия достигнута, в частности, за счет газификации ряда населенных пунктов.

    Однако ее темпами новый глава автономии Дмитрий Кобылкин недоволен, равно как и величиной затрат на завоз. Ненормально, подчеркивает губернатор, когда в ведущую газодобывающую провинцию планеты издалека доставляют уголь для котельных и жилья.

    Березовский район Ханты-Мансийского округа, равный по площади небольшой области Центральной России, также нуждается в НЗ, поскольку не связан с автотранспортной сетью Югры, а многие поселки питаются от автономных дизельных электростанций. В числе прочего сюда везут по рекам дорогой кузбасский уголь - в солидном объеме. Его транспортировка в начале лета была затруднена из-за низкого уровня воды в горных реках, пришлось прибегать к маломерным баржам. Хотя в западной зоне района есть мощнейшие залежи своего угля, его промышленная добыча немыслима без прокладки к месторождениям железнодорожной ветки по склонам Уральского хребта в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Начало строительства стальной дороги, в свою очередь, отодвинуто на неопределенный срок из-за недостатка доказанных запасов других ископаемых, в первую очередь железной руды.

    Власти Березовского в свое время предлагали применять технологии промышленной переработки местного угля в высококалорийные энергетические брикеты с последующей их поставкой в родной регион, соседний Ямал, но округ сочел экономически более целесообразным наладить выпуск древесных топливных капсул в Сургуте. В текущем году закупку угля в Кузбассе удалось уменьшить на восемь процентов. Ряд котельных в труднодоступных районах округа переводят на газ и дрова. Тем не менее эксперты не ожидают в ближайшие годы существенного сокращения объема северного завоза ГСМ, угля и провианта. Соединение того же Березовского района с автомагистралями, подключение его к единой энергосистеме, газификация национальных поселков потребуют десятков миллиардов рублей. Проще содержать малонаселенную территорию в "рассрочку" на северном завозе. В том, что грузы удастся доставить и складировать до ледостава, в департаменте экономической политики правительства Югры не сомневаются.

    Поделиться