Прямое экономическое сотрудничество Тюменской области с Беларусью в последнее время заметно активизировалось. Взаимные деловые визиты белорусских и тюменских предпринимателей следуют один за другим. Причем речь идет о переходе от товарообмена к кооперации и созданию совместных производств, тем более что Союзное государство дает прекрасную возможность создавать совместные российско-белорусские производства. В регионе уже есть опыт создания российско-белорусских предприятий. Так, в Омутинском районе на базе ремонтно-механического завода действует совместное сборочное производство сельхозтехники "Бобруйскагромаш".
На днях Тюменскую область с официальным визитом посетила очередная делегация Беларуси. Основу делегации составила рабочая группа Министерства промышленности Беларуси, также в ее составе были руководители ряда крупных белорусских предприятий. Гости провели ряд переговоров, посетили промышленные предприятия региона.
На встречах с представителями тюменской власти и бизнеса обсуждались в первую очередь перспективы кооперации в сфере промышленности. В частности, планируется создать совместное производство по сборке прицепного и навесного оборудования, расширить объемы закупок белорусской сельхозтехники и развивать сеть сервисных предприятий для ее обслуживания.
Так, уже в конце сентября нынешнего года Минский автозавод поставит для Тюменской области 41 автобус. Об этом в ходе встречи с заместителем губернатора Тюменской области, директором департамента АПК Владимиром Ковиным сообщил заместитель министра промышленности Беларуси Виталий Прима.
Как отмечают эксперты, потребность Тюменской области в автобусах на сегодняшний день составляет порядка 500 штук. В ходе визита, как стало известно, достигнута принципиальная договоренность о поставках 400 белорусских автобусов. Соотношение цены и качества белорусских товаров вообще чрезвычайно привлекательно для россиян. Известно, что белорусские автобусы уже закупили в целом ряде регионов Сибири, в частности в Норильске и Новосибирске.
Кроме того, Минский автозавод и "Тюменьавтотранс" заключили договор о создании сервисного центра. Сейчас определяется потребность в необходимом объеме запчастей. Также планируется провести обучение водителей для эксплуатации белорусской техники. Виталий Прима выразил уверенность, что белорусская техника себя зарекомендует и будет в дальнейшем постоянно участвовать в программах обновления автобусного парка Тюменского региона.
Заместитель министра промышленности Беларуси добавил, что сегодня также совместно с Тюменской областью прорабатываются вопросы создания сборочного производства сельхозтехники и лифтов.
Ведь городское коммунальное хозяйство Тюмени нуждается в замене более двухсот с половиной лифтов за два ближайших года. Белорусские коллеги предложили создать на базе одного из тюменских предприятий производство подобной техники (газета "СОЮЗ" уже писала об этом проекте).
Тема сборочного производства белорусской техники поднималась и во время визита в технический центр Тюменской агропромышленной лизинговой компании. По словам его руководителя, назрела необходимость в создании на Тюменской земле официального дилерского центра с элементами сборочного производства белорусских тракторов, таких как МТЗ и "Беларусь". Важно, чтобы такой центр мог предоставлять и финансовые услуги, например лизинг техники. А потенциал предприятий Тюменской области вполне позволяет разместить в их цехах сборку готовых тракторов.
Еще одной белорусcкой разработкой, внедрение которой планируется в Тюмени, станет автоматизированная система управления городским транспортом "АГАТ", что поможет решить проблему городских дорожных пробок.
Для сотрудничества Тюмени и Беларуси традиционная тема - взаимные поставки мебели и мебельных материалов. Белорусская мебель пользуется большим спросом в Западной Сибири. В свою очередь в прошлом году Тюменский фанерный завод поставил в Беларусь продукцию на 50 тысяч долларов. В этом году руководство предприятия рассчитывает на гораздо больший объем. Заинтересованы белорусские партнеры возможностью приобретения высокосортного шпона для верхних слоев фанеры. Также планируется наладить производство влагостойкой фанеры. В свою очередь белорусы предложили тюменцам подумать о закупках лесозаготовительной, лесовозной и другой спецтехники.
В общем, ключевые направления торгового сотрудничества между Тюменской областью и Беларусью - импорт нефти и газа, продукции металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Из Беларуси в Тюменскую область экспортируются главным образом сельхозтехника, транспортные средства, машиностроительное оборудование, минеральные удобрения, продукты питания и товары народного потребления.
Напомним, что взаимовыгодное сотрудничество Тюменской области с Республикой Беларусь как с независимым государством насчитывает без малого два десятка лет. Регион одним из первых в России, практически одновременно с установлением дипломатических отношений между двумя государствами, в июне 1992 года заключил договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Беларусью для создания оптимальных условий взаимных поставок нефти, газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Этот договор помог сохранить кооперационные и интеграционные основы для двусторонних экономических соглашений Тюменской области с белорусскими регионами.