21.07.2010 23:20
    Поделиться

    Педагоги России и Беларуси совместно создают новую систему воспитания молодежи

    Ученые совместно моделируют педагогику без границ

    После развала СССР в Витебском областном институте усовершенствования учителей остро почувствовали, что разобщенность специалистов некогда огромной страны негативно сказывается на развитии педагогической науки. И тогда, в 1995 году, витебчане выступили с инициативой: создать на базе своего института клуб под названием "Педагогика без границ". Оказалось, что в своих стремлениях белорусы были не одиноки. На их предложение с удовольствием откликнулись соседи из Смоленской, Псковской и Брянской областей, а также украинцы. Налаженные в те времена связи продолжают приносить пользу до сих пор.

    Пятнадцать лет назад проректором итебского Института усовершенствования учителей, который вот уже два года как переименован в областной Институт развития образования (ИРО), был Владимир Кучинский, труды по методике педагогики которого хорошо знали в Советском Союзе. К совместной работе подключились гомельчанин Николай Кухарев, Валентина Быкова из Смоленска и коллектив смоленской средней школы N 33, где проходила обкатку авторская воспитательная методика академика Петра Третьякова. Коллеги неоднократно ездили друг к другу на творческие встречи, проводили совместные мастер-классы и конференции. Предполагали ли они тогда, что через некоторое время их взаимодействие продолжится на новом, более серьезном уровне?

    - Помочь школам, лицеям, гимназиям найти, если так можно выразиться, свое педагогическое лицо, управлять инновационными процессами в системе образования, а также повышать квалификацию кадров региона - вот наши основные задачи сегодня, - вводит в курс дела Людмила Слепцова, ректор Витебского областного института развития образования, куда ежегодно на курсы приезжают порядка четырех тысяч человек. - Кроме того, в последнее время анализ работы учреждений образования наталкивает специалистов на мысль, что формы и методы управления воспитательным процессом, внедренные несколько десятилетий назад, не всегда, мягко говоря, эффективны. А значит, необходимо искать то, что даст эффект.

    Два года назад над этими проблемами всерьез задумались в Витебском ИРО и Псковском областном институте повышения квалификации работников образования и при под держке местных властей решили провести межрегиональное научное исследование на тему "Менеджмент воспитания". Участвуют в нем 18 городских и сельских школ Витебской области, а также школы, лицеи и гимназии Белгородской, Ивановской, Кемеровской, Костромской, Липецкой, Новгородской, Псковской, Смоленской, Самарской, Тамбовской, Челябинской областей и Республики Карелия. Расстояния для исследователей не проблема. Общаются они друг с другом в основном дистанционно. Каждый регион или школа получают задания, они выполняются, а затем данные отправляют в институты, где информацию обрабатывают и обобщают. Выводы методистов проходят строгую экспертизу в Академии педагогических наук в Москве. Уже подготовлено более 150 научно-практических разработок, 67 из которых опубликованы в центральных научно-методических журналах России, таких как "Воспитание школьников", "Классный руководитель". Весной 2009 года шестеро членов межрегионального исследовательского коллектива из Витебской области презентовали свои наработки на международной научно-практической конференции "Классный руководитель в реальности современной общеобразовательной школы" в Костроме. Так завершился первый этап исследований. А итог второму этапу осенью прошлого года подвел семинар доктора педагогических наук, заведующего кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПК Евгения Степанова, организованный в Витебске. В нынешнем году в Москве вышла книга "Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии", накоплен большой электронный фонд информации. Планируется, что исследование завершится в 2012 году. По мнению кандидата педагогических наук Людмилы Слепцовой, тогда-то мы и узнаем, в чем "фишка" воспитательного процесса на современном этапе, какие формы и методы работы с маленькими ребятишками, а также с юношами и девушками наиболее эффективны.

    - Мы надеемся, что результаты нашей работы будут актуальны как минимум на протяжении ближайшего десятилетия, - говорит Людмила Юрьевна. - Предполагается, что она выльется в большой учебно-методический комплекс, который будет содержать в том числе конкретные сценарные разработки, которыми смогут воспользоваться учителя, классные руководители.

    Ученые также хотят выпустить практические сборники для учеников и популярные издания для их пап и мам, бабушек и дедушек. Не исключено, что на основе нынешних белорусско-российских разработок появятся развивающие компьютерные игры.

    Поделиться