В российской столице прошла семнадцатая Конференция министров образования государств - участников СНГ, а также заседание Совета по образованию при Интеграционном комитете ЕврАзЭС, который два года возглавлял первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук.
После заседания корреспондент "СОЮЗа" взял у него интервью .
- На совещании обсуждался проект межправительственного соглашения о взаимном признании в Евр АзЭС документов об образовании, ученых степенях и званиях. Было рассмотрено выполнение мероприятий по реализации приоритетных направлений развития ЕврАз ЭС в части сотрудничества в области образования, форм взаимодействия Совета по образованию с Советом по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и ряд других вопросов. Ваши комментарии по этому поводу и где пройдет следующее заседание?
- Следующее юбилейное совещание, посвященное 10-летию ЕврАзЭС, пройдет в Минске. Хотел бы подчеркнуть, что Совет по образованию при Интеграционном комитете ЕврАз ЭС довольно успешно работает, решая задачу создания общего образовательного процесса. За последнее время мы подготовили два важнейших документа - Соглашение о сотрудничестве в области образования и Соглашение об аттестации, аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Оба эти документа подписаны. На стадии подготовки находится еще одно очень важное соглашение - признание документов об образовании и об ученых степенях и знаниях. Это позволит решить вопросы и создать единое экономическое пространство общего рынка труда.
- Это совещание прошло впервые в расширенном виде. Почему?
- В прошлом году было принято решение поднять уровень представительства Совета по образованию.
Ранее это был Совет по сотрудничеству в области образования, теперь Совет по образованию ЕврАзЭС, который я два года возглавлял. Таким образом, его уровень вырос - теперь в него входят министры образования всех государств ЕврАзЭС, их заместители, а также председатели аттестационных комиссий или советов по признанию документов о научных степенях и званиях, и их заместители (от каждой страны по 4 человека). Новым председателем Совета по образованию сроком на два года избран министр образования и науки России Андрей Фурсенко.
- Сейчас идет поступление абитуриентов в вузы. Есть ограничения для поступления, например, белорусов в российские учебные заведения?
- В России, Беларуси и Казахстане в качестве вступительных экзаменов реализуется тестовая методика. В России - ЕГЭ, в Беларуси - ЦТ (централизованное тестирование), в Казахстане - также ЦТ. Но сроки проведения экзаменов, содержательное наполнение тестовых заданий отличаются. И поэтому сегодня мы не можем в полной мере реализовать провозглашенное право граждан в рамках ЕврАзЭС для поступления в учебные заведения профессионального образования наших государств - прежде всего в высшее учебное заведение. Хотя при этих соглашениях в Беларуси сегодня обучается более 1200 граждан из России, из Казахстана 70 человек.
- Где учатся?
- В Белорусском государственном университете, в технических университетах, университетах гуманитарного профиля. На предыдущих заседаниях уже рассматривался вопрос о том, чтобы согласовать процедуры проведения вступительных испытаний и механизм зачисления абитуриентов.
- Как?
- Чтобы засчитывать результаты сдачи ЕГЭ в России - в Беларуси. И наоборот, чтобы наши сертификаты признавались в России. Например, на базе нашего Республиканского института контроля знаний в Беларуси разрабатывается механизм признания результатов тестирования обоих государств, чтобы абитуриенты с российскими сертификатами могли поступать в вузы Беларуси и наоборот.
- Ваше отношение к ЕГЭ?
- Когда мы вводили централизованное тестирование, а Россия вводила ЕГЭ, то решали главный вопрос - создать равные условия для всех. До введения централизованного тестирования в медицинские вузы Беларуси фактически не поступали ребята из сельских школ. Сегодня ситуация кардинально поменялась: сегодня никто не может вмешаться в объективную оценку знаний абитуриента. Сегодня все знают, чтобы стать студентом, у тебя должен быть определенный уровень знаний. Мы видим, что число абитуриентов из сельских школ сильно возросло, то есть у городских школьников появились реальные конкуренты. В последние годы мы фиксируем рост проходных баллов при поступлении на престижные специальности. Это не только юридические, экономические специальности, а специальности инженерно-технического профиля, связанные с информационными технологиями.
- В России реально вырос уровень подготовки абитуриентов, а в Беларуси?
- И в Беларуси реально вырос уровень подготовки абитуриентов. Идеальных форм контроля для поступления нет, но при ЕГЭ и ЦТ решаются главные задачи: все абитуриенты в одинаковых условиях. Все получают одинаковые задания.
- Сегодня наблюдается тенденция, когда вузы в России стали "бегать" за абитуриентами.
- У нас в этом году выпускников школ было на 10 000 меньше, чем в прошлом, но число абитуриентов осталось на уровне прошлого года. У нас пока этой проблемы нет, но мы ее тоже видим и работаем над тем, чтобы каждый выпускник нашел себя в жизни, в профессиональной деятельности - поступил либо в училище, либо в техникум, чтобы никто не остался на улице.
- Какие у вас дефицитные профессии будут через 5 лет?
- Мы внимательно проанализировали рынок труда и видим, что растет сильно сектор IT-технологий, строителей, врачей, инженерно-технический и сельскохозяйственный секторы. Мы стараемся не создавать этот дефицит, хотя рынок труда динамичен. Мы корректируем контрольные цифры приема - должно быть не менее 80% договоров с выпускниками, и не менее 90% выпускников должно распределяться по специальности. У нас дефицита по большинству специальностей нет.