Трагический случай на Пироговском водохранилище, когда лихая демонстрация достоинств катера-яхты, заскочившего за буйки, отделявшие зону для купания, закончилась гибелью 25-летней Олеси Ивановой, скончавшейся в реанимации от порезов винта катера, в очередной раз взбудоражил общественное мнение. Виновники трагического происшествия по ставшей уже недоброй традиции скрылись. Что за общественная мораль отражается в такого рода трагедиях?
У нашего замечательного народа много замечательных черт. Мы бываем и самоотверженными - и этому немало примеров в истории. Бываем великодушными, добрыми, работящими, среди моих знакомых много как раз таких - приличных, хороших.
И вообще я склонен не столько обвинять людей, сколько, помня о борьбе доброго и злого начала в каждом человеке, сожалеть по поводу победы последнего в человеке, а то и во всем обществе.
Я специально начал "за здравие", чтобы рассмотреть тот печальный, закончившийся трагедией человеческий пример, что случился на Пироговском водохранилище.
Мне кажется, что дело не в том, что, как некоторые говорят, богатые "оборзели".
По-моему, причина происходящего в том, что мы давно себя послали на три веселых буквы, и все они Х. Хамство, хвастливость, хулиганство составляют сегодня то, на чем строится наша ментальность.
Причем мы часто бываем приличные люди на работе, в семье - еще так-сяк, по-разному, но вот в уличной жизни, там, что мы раньше называли общественными местами, мы давно ведем себя совершенно безобразно. И я не думаю, что такое безобразное поведение - примета только нынешнего времени. Хамство, хулиганство и хвастливость были ведущими мотивами нашего поведения и в советское время.
Сообщество "российский народ" дошло до какой-то очень нехорошей степени моральной деградации. Потому что - ничего не стыдно. Хвастливость - это ведь пронизывающая все социальные слои черта. Кто-то хвалится мопедом на деревенской улице, оглушая бабушку-соседку диким звуком и давя соседских гусей, кто-то яхтой-катером.
Я много хожу пешком, наблюдаю жизнь во дворах, часто вижу уличные сцены. В каждом дворе - какие-то склоки: не туда поставил машину, царапнул, не туда проехал. Эти проявления хулиганства, хамства и хвастливости - они в нас повсеместны. Подчиненные берут пример с начальников, народ берет пример с власти.
Не будем забывать, что один из не слезающих с трибун, бесконечно приглашаемых на радио и ТВ политических шоуменов - яркий обладатель этих трех качеств на букву Х, может быть, как раз они его и выводят на олимп популярности.
В ярко проявляющиеся сегодня качества я бы еще поставил трусость и равнодушие. У нас ведь крайне редко встретишься с замечанием, сделанным в ответ на хамство. Социологи называют это явление ослаблением социального контроля. А я как писатель, старающийся говорить обычными, какими мы говорим каждый день, словами, называю это лицемерием и равнодушием.
Такие случаи, как трагедия на Пироговском водохранилище, порождаются страшным комплексом наших черт.
Я действительно считаю, что ситуация с моралью у нас аховая, у нас то и дело вылезают на свет божий поступки, свидетельствующие, что общество пребывает в состоянии нравственной деградации.
Чуть ли не каждый замешан в больших или мелких грешках, делишках, жульничестве, не только потому, что внутренне крайне плох, но и потому, что так у нас устроена система жизни. Наши три Х в нас закоренели. А в основе всего то, что пропитывает нашу историю с незапамятных времен, - глубочайшее неуважение к личности другого человека. Если бы не прямо противоположные социокультурные коды - участия, жертвенности, неожиданной готовности помогать, которые тоже срабатывают во дни катастроф и больших несчастий, нам бы давно пришел каюк. Видя проявление лучших черт, поражаешься парадоксальности нашего нравственного набора и его проявления, но потом понимаешь, что парадокса никакого нет, просто чаша зла еще не перевесила.
Мне кажется, что не надо забывать и о том, что информационное поле у нас устроено таким образом, что негатив в нем представлен куда гуще, чем позитив. Большинство СМИ настроено на потребителя, якобы с утра до вечера ищущего чего-нибудь "жареного". Маяковский по этому поводу в одном из своих ранних стихотворений восклицал: "Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен". Поэт был прав, массовый потребитель любит такие вещи.
Но наглость утверждения "мы ориентируемся на спрос" должна быть не раз подвергнута дискуссии. Спрос формируется, газеты, телевидение могут влиять на спрос. Другое дело, что привычка вызывать дешевый интерес дешевыми средствами уже укоренилась в нас, а интерес к чему-то, в чем есть настоящее человеческое содержание, это дороже стоит. И не по деньгам даже, часто - по душе. Нужна работа души. Действительно нужна, чтобы мы не послали себя окончательно на эти три страшных буквы.
Человеческую жизнь на Пироговском водохранилище, может быть, сгубило банальное желание похвастаться. Давайте останавливать себя в таких желаниях. Недавно ко мне приезжал в гости приятель, давно живущий в Париже, и все удивлялся дикому количеству огромных и дорогих автомобилей. Что они там, в Париже, уже "наелись", позабыли о хвастовстве, перешли к цивилизованному потреблению и поведению? Почему наши лидеры потребления, которые ну просто в три горла жрут, - не нажрутся. Почему мы никак не хотим соизмерять свои аппетиты с пространством, которое нас окружает, - и с физическим, и с социальным. Если дорожное покрытие в Москве на порядки меньше, чем в других столицах, почему мы это не учитываем?! Если мы живем возле Мытищ, может, нам не надо так уж баловаться яхтами?!
Я думаю, что со временем у нас все может наладиться: и наши потребительские аппетиты насытятся, и нравы укротятся, но для этого нужны серьезные усилия и со стороны общества, и со стороны государства. Я больше уповаю на государство. И поэтому чаще задаюсь вопросом: почему государство ничего не хочет делать для оздоровления нравственного климата в стране? Для меня это одна из самых больших загадок. Мы говорим о коррупции, об инновациях, о новых стройках и разрушениях, но о разрухе в головах людских почему-то никто не говорит. По-моему, мы сейчас переживаем время вскрытия социальных и нравственных гнойников. Поэтому обнажаются такие пугающие случаи бесчеловечного поведения среди людей.