Сегодня "РГ" публикует долгожданный для многих тысяч людей документ.
Иностранные граждане, законно проживающие на территории РФ и желающие принять участие в государственной программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, теперь могут обратиться в территориальный орган ФМС. Постановлением правительства утверждено Положение о выдаче свидетельства участника госпрограммы на территории России (публикуется на с. 15).
Обращаться нужно в миграционную службу тех субъектов, которые участвуют в программе. Надо написать заявление, собрать необходимые документы и, если с документами все в порядке, в течение 60 дней можно получить свидетельство участника госпрограммы.
Как выполняется сегодня программа? Какие еще изменения планируется в нее внести в ближайшее время? На вопросы "РГ" отвечает один из разработчиков публикуемого документа первый заместитель директора ФМС генерал-лейтенант милиции Михаил Тюркин.
Российская газета: Михаил Леонидович, предполагалось, что к нам вернутся как минимум сотни тысяч наших бывших сограждан. Но этого не случилось. Критики программы утверждают, что она провалилась. Что вы на это скажете?
Михаил Тюркин: Госпрограмма, безусловно, требует корректировки. Но говорить о провале совершенно несправедливо. Это тот самый случай, когда 100-процентно верна поговорка: лучше меньше, да лучше.
Мы сегодня не гонимся за количеством, нам очень важно, чтобы переехавшие в Россию люди не пожалели о принятом решении, чтобы остались здесь навсегда.
На сегодняшний день от соотечественников принято более 29 тысяч анкет для участия в государственной программе. На территорию России по свидетельствам участников программы прибыло 22 тысячи человек. И поверьте, это хорошие цифры. В определенный момент было опасение, что мировой финансовый кризис серьезно осложнит прием соотечественников в регионах. К счастью, этого не произошло. Только в прошлом году к нам приехали 9219 человек, что больше, чем в 2007-2008 годах (685 и 8346 человек, соответственно).
Что касается привлекательности регионов, то, как правило, соотечественники переселяются в западные и центральные районы страны. Лидеры тут неизменны - это Калининградская, Калужская, Липецкая области. В Сибирском регионе наибольшей популярностью пользуется Красноярский край.
РГ: Так что же, кризис совсем не повлиял на выполнение госпрограммы?
Тюркин: Повлиял, конечно. В 2009 году в регионах, которые с 2007-го охотно принимали наших соотечественников в рамках государственной программы, наметилась тенденция по сворачиванию инвестиционных проектов и, соответственно, по сокращению запланированных для трудоустройства соотечественников рабочих мест.
Руководители некоторых субъектов стали просить об отсрочке вступления в программу. Настораживает, что с такими инициативами обращаются в том числе такие экономически успешные субъекты России, как Татарстан, Башкортостан и другие. Вместе с тем даже в период кризиса нам удалось удержать уровень выполнения программы за счет включения в работу новых регионов страны.
Сегодня, когда экономическая ситуация в стране в значительной степени стабилизировалась, ФМС России, как координатор госпрограммы, видит свою задачу в активной работе с главами субъектов. Наша цель - участие в программе максимального количества российских регионов, расширение территорий вселения и оказание действенной помощи в обустройстве прибывающим соотечественникам со стороны региональных властей.
Анализ реализации госпрограммы за прошедшие три года показывает, что законодательство в области переселения соотечественников не всегда отвечает потребностям регионов России и самих переселенцев. Известны случаи, когда соотечественники отказывались от участия в программе из-за сложности и несовершенства некоторых документов и установленных ими административных процедур. Поэтому совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере - один из важнейших приоритетов работы ФМС.
РГ: Если не ошибаюсь, именно ФМС подготовила поправки в госпрограмму, которые дают право стать участниками программы тем соотечественникам, которые уже фактически проживают в нашей стране, но не имеют гражданства?
Тюркин: Да, мы подготовили проект Указа президента, который был подписан 12 января этого года, о внесении изменений в госпрограмму. Благодаря этим изменениям появилась возможность включиться в программу нашим соотечественникам, которые постоянно или временно уже проживают в России на законных основаниях. Такая новация, на наш взгляд, очень важна, поскольку, с одной стороны, она позволит людям, уже, по сути, интегрировавшимся в российское общество, решить вопрос с приобретением российского гражданства по упрощенной схеме, а с другой стороны - перенаправить трудовые ресурсы в трудонедостаточные и стратегически важные регионы страны.
В развитие указа ФМС подготовила проект постановления, определяющего порядок работы по выдаче на территории России свидетельства участника госпрограммы. Этот документ принят правительством страны 15 июля, и мы уже приступили к его реализации.
Нами также подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Этот законопроект предусматривает снижение налога на доходы физических лиц для участников госпрограммы и членов их семей, совместно переселяющихся в Россию, с 30 до 13 процентов, независимо от срока пребывания в России. Также данный документ предполагает освобождение участников госпрограммы и членов их семей от уплаты госпошлин за регистрацию по месту жительства. Считаем, что принятие такого закона позволит снизить финансовую нагрузку на переселенцев в первоначальный после приезда в Россию период, будет способствовать их скорейшей социальной адаптации в регионе вселения, а также послужит привлечению соотечественников в Россию, в том числе в субъекты, испытывающие повышенную потребность в трудовых ресурсах.
РГ: На днях минрегион опубликовал на своем сайте проект указа президента, который должен утвердить новую редакцию госпрограммы. Как это сочетается с вашим законотворчеством и нет ли здесь противоречий?
Тюркин: Мы, конечно, знакомы с этим документом и считаем, что в нем много хороших идей. Но подчеркну: это только проект, который выставлен на всеобщее обсуждение и, понятно, будет еще дорабатываться. Кстати, сам факт такого приглашения к обсуждению говорит о том, что власть становится более открытой для общества.
Мы, например, охотно поддерживаем положение об отмене срока реализации госпрограммы. То есть предлагается сделать ее постоянно действующей. Заслуживают внимания предложения о включении в программу мер, которые позволят стимулировать участие в ней соотечественников, обучающихся в высших и средних специальных учреждениях России; лиц, ориентированных на создание и ведение собственного бизнеса; соотечественников, заинтересованных в компактном переселении в сельскую местность, а также деятелей науки и искусства.
Один из спорных моментов новой редакции госпрограммы - это положение о необязательном участии в ее реализации субъектов РФ. Дело в том, что с принятием Указа Президента РФ от 30 июня 2009 года N 716 регионам представлена возможность получить отсрочку разработки проекта региональной программы переселения, и, как я уже отметил, многие субъекты не замедлили воспользоваться такой возможностью.
Позиция ФМС остается неизменной: сокращение числа субъектов, участвующих в реализации программы, не только снижает ее эффективность, но и сдерживает процесс переселения соотечественников.
Казалось бы, пусть люди едут куда хотят, за полгода, а то и раньше получают гражданство, и всё - никто никому ничего не должен. Только неясно, в чем тут "оказание содействия"? Со всей ответственностью могу заявить: большинство прибывших соотечественников весьма ограничены в финансовых средствах, не имеют возможности самостоятельно решить жилищный вопрос. Сейчас переселенцы могут рассчитывать на гарантированное рабочее место, помощь в обустройстве, знают, куда нужно пойти и к кому обратиться, уверены, что их не оставят один на один со своими проблемами, им оказывается поддержка в рамках региональных программ переселения. В этой связи представляется, что новая редакция госпрограммы в обязательном порядке должна предусматривать активное участие в ее выполнении большинства субъектов России.
Очень хорошо, что разработанный документ содержит столько новаторских идей. Это заставляет не стоять на месте, а двигаться вперед, искать решение давно назревших вопросов. Но "чистой" идеи для реализации нового проекта программы явно недостаточно. Приведу простой пример. В документе не определен порядок приема соотечественников вне региональных программ переселения или "проектов переселения". То есть, декларируя возможность участия в ней более широкого круга соотечественников, проект не устанавливает путей реализации предоставленных возможностей. Сегодня в нем отсутствуют положения, позволяющие сформировать механизм переселения новых категорий соотечественников и организовать с ними работу в России.
Еще пример: предлагаемая разработчиками "балльная система", которая должна определить возможности участия соотечественника в госпрограмме. Такая система не апробирована в нашей стране, механизм ее реализации опять же неясен. Также не определен критерий оценки знания русского языка в объеме "не ниже базового уровня" для соотечественников, являющихся иностранными гражданами.
Поскольку проект новой редакции госпрограммы пока носит концептуальный характер, всем нам предстоит большая работа для придания ему более четких юридических форм.
Регионы-участники программы переселения
Центральный федеральный округ: Воронежская, Курская, Тверская, Тамбовская, Липецкая, Калужская области. Северо-Западный федеральный округ: Архангельская, Калининградская области. Приволжский федеральный округ: Нижегородская, Пензенская области. Уральский федеральный округ: Курганская, Тюменская области. Сибирский федеральный округ: Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Иркутская области, Красноярский край. Дальневосточный федеральный округ: Еврейская АО, Камчатский, Хабаровский, Приморский края, Амурская область.