Новости

26.07.2010 00:20
Рубрика: Культура

Он умел видеть звезды

Слово в память об Игоре Таланкине

В Москве на 83-м году жизни скончался выдающийся кинорежиссер Игорь Таланкин, создавший такие вошедшие в историю кино фильмы, как "Вступление", "Дневные звезды", "Чайковский", "Отец Сергий", "Бесы"...

О мастере рассказывает кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров:

- К Игорю Васильевичу у меня особенно нежное отношение: я ведь у него учился, он был моим мастером в Институте кинематографии и дал мне в профессии очень многое.

Вообще эта важнейшая сторона творческой биографии Таланкина известна широкой публике, конечно, значительно меньше, чем его фильмы. А он был выдающимся педагогом! После легендарного Сергея Герасимова именно Игорь Таланкин был во ВГИКе педагогом реальным, абсолютно заслуживающим этого высокого звания - учитель. Хороший режиссер не обязательно может быть хорошим педагогом - это совершенно отдельная профессия. И в искусстве такое счастливое сочетание - большая редкость.

И, конечно, Игорь Таланкин - один из ярчайших представителей своего режиссерского поколения. Он очень полно выразил в своих фильмах философию шестидесятничества: с его фильмами на экран пришел рядовой человек с его нормальными повседневными проблемами. Пришло такое понятие, как гуманизм, - качество, принесшее нашему кино 60-х всемирную славу. Уже первая его работа - снятый в содружестве с Георгием Данелией фильм "Сережа" по повести Веры Пановой - стала настоящим успехом международного звучания. Прозе Веры Пановой Таланкин верен и в следующей работе - фильме "Вступление", рассказе о взрослении, о потребности в понимании и в человеческом тепле. А потом были "Дневные звезды" - картина, сделанная на материале судьбы и творчества Ольги Берггольц, очень необычная, по тем временам абсолютно новаторская. Художественный метод, использованный в этом фильме, до сих пор остается уникальным. Я могу его назвать продолжением и развитием поэтических традиций Александра Довженко - то, что в дальнейшем, к сожалению, окончательно ушло из нашего кино.

Игорь Таланкин был из редкой в кино породы режиссеров актерских. Он окончил ГИТИС и начинал как театральный режиссер. И потом во ВГИКе необыкновенно много давал своим студентам, помогая им постичь принципы работы с актером, умение любить актера и понимать природу актерского дарования. Поэтому, например, курсовые работы и дипломные спектакли его мастерской всегда становились событиями, а такой спектакль, как "Ревизор" по Гоголю, вообще можно отнести к категории выдающихся: перенесенный на сцену Театра-студии киноактера, он с успехом шел там еще многие годы.

Это был музыкальный по природе спектакль, и здесь еще одна важная черта Таланкина-режиссера: он очень глубоко понимал и чувствовал музыку. Поэтому, наверное, он не мог пройти мимо судьбы такого русского гения, как Чайковский, и его фильм о величайшем композиторе стал тогда одним из самых заметных явлений нашего кино. Для работы над этой картиной он даже привлек знаменитого голливудского композитора Дмитрия Темкина - того самого, кто так гениально аранжировал для фильма "Большой вальс" музыку Иоганна Штрауса. Среди композиторов, с которыми Таланкин работал постоянно, - великий Альфред Шнитке, написавший музыку к фильмам "Вступление", "Дневные звезды", "Выбор цели", "Отец Сергий", "Звездопад". Наверное, не случайно его сын Дмитрий стал композитором. И тоже писал музыку для его фильма "Незримый путешественник".

Как режиссер, умеющий ценить актерское мастерство, Таланкин всегда собирал в своих фильмах выдающихся актеров. В его постоянной "труппе" была, например, Алла Демидова, и роль поэтессы Ольги Берггольц в "Дневных звездах" - в числе лучших работ этой великолепной актрисы. У него снимались Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Сергей Бондарчук, Антонина Шуранова, Ирина Скобцева, Владислав Стржельчик, Георгий Жженов, одну из своих первых ярких ролей сыграл у него во "Вступлении" Борис Токарев...

Я думаю, что истинный вклад Игоря Васильевича Таланкина в наше кино - как айсберг, где взору открыта только верхняя часть: его фильмы. Но не менее важна невидимая часть айсберга, и она огромна - его дар педагога. Это была счастливая судьба не только потому, что она продолжается в его фильмах. Она продолжается в его многочисленных учениках - актерах и режиссерах, которым он дарил сокровища своего опыта, ума и великого таланта - художнического и человеческого.

Записал Валерий Кичин

Культура Кино и ТВ Общество Утраты