Юрий Богомолов: Неделю наше ТВ пыталось разделить воспоминания о московской Олимпиаде и смерти Высоцкого

Когда-то судьба-индейка завязала задорную жизнь московской Олимпиады и печальную смерть Владимира Высоцкого в один узел.

Было это 30 лет назад. Всю минувшую неделю наше ТВ пыталось развязать, но, кажется, его только крепче затянуло. А тут еще у нас под ногами стали путаться древние римляне Гай Юлий Цезарь с Гнеем Помпеем.

Харизма против логики

Телеканал 5-й отпустил на каникулы "Свободу мысли" с Ксенией Собчак и Александром Вайнштейном и впустил ток-шоу "Суд времени" с Николаем Сванидзе.

Правильнее было бы назвать это шоу - "Суд нашего времени". Ну, да не в этом суть этого суда.

Первым делом были осуждены здравствующие Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич с покойным Борисом Ельциным, развалившие СССР.

Вторым - оправдан Гай Юлий Цезарь, спасший римскую сверхдержаву.

В обоих случаях спор шел не столько о роли тех или иных исторических персонажей, сколько о том, что предпочтительнее: демократия или диктатура? И в обоих случаях предпочтение было отдано мягкому авторитаризму.

Демократия, стало быть, не прошла. Ни та, что сегодня образовалась, ни та, что почила две с половиной тысячи лет назад. Так решил суд посредством интерактивного голосования. Свои роли тут сыграли процессуальные противники Сергей Кургинян и Леонид Млечин.

Первый, независимо от роли по сценарию шоу - адвокат он или обвинитель, - вел себя на каждом из заседаний как прокурор. Он нападал и клеймил. Второй, как говорят в футболе, играл вторым номером - он отбивался и лишь изредка переходил в контратаки.

Первый давил харизмой, второй пытался быть просто последовательным в своих рассуждениях. Как нарочно, и свидетели со стороны Кургиняна оказались харизматиками. Ну а в глазах широкой публики логика - ничто супротив истерики, на грани которой находился известный политолог. Истерики, возможно, и наигранной, но достаточно правдоподобной.

А тут еще не первую неделю нам показывали довольно крутой художественный сериал "Рим" про политические нравы и обычаи древних республиканцев. Эпоха, надо признать, была жутчайшая. Исторический фон для исторического шоу оказался впечатляющим.

Если все-таки отвлечься от сострадательной риторики господина Кургиняна к участи миллионов, оказавшихся за пределами РФ, то мы увидим, что на самом деле он переживает не за судьбы людей, а за некую абстракцию. Называется она: "Сильный геополитический игрок". Или, как выразился "свидетель обвинения" господин Грызунов: "Геополитический балансир".

Таковым и был с их точки зрения Советский Союз. А то, что этот "игрок", или "балансир", оказался нашпигованным минами замедленного действия, это для них дело десятое.

"Развал" Советского Союза обиден Кургиняну тем, что игра в геополитику утратила спортивный интерес. А он - ее фанат. Государство для него - не функция, а фетиш. Потому ситуация, при которой его Родина не может показать "кузькину мать" кому бы то ни было, кажется ему глобальной катастрофой. Потому ему симпатичен имперский Рим, который регулярно показывал эту самую "мать" всему языческому миру.

Демократам же сегодня следовало бы сокрушаться по иному поводу. Не потому, что большая страна распалась на несколько больших и малых территорий. Но потому, что не все территории эти смогли выдержать испытание демократией. Почти для всех стало открытием, что демократия рождается не путем эксцесса, а вследствие процесса. К тому же довольно затратного как в материальном, так и в моральном отношениях. Отсюда и разочарование интерактивной массы телезрителей.

Отсюда же очарование прошлым, которое как нельзя рельефнее отразилось в юбилейных программах по поводу московской Олимпиады и по случаю кончины Владимира Высоцкого.

Разные прощания

Программ было много. Соотношение оказалось не в пользу надувного Мишки. Большей частью вспоминали, каким сентиментальным было с ним прощание. Как сто тысяч зрителей, собравшихся в "Лужниках", прослезились под песенку Пахмутовой, глядя на улетающий в небо символ Олимпиады.

По данным милиции, озвученным в одном из документальных фильмов, с Высоцким пришло проститься около двухсот тысяч граждан. Вот это обозначившее с такой ясностью противостояние в те дни граждан и зрителей, вероятно, более всего и подтачивало жизнеспособность "геополитического игрока" ("балансира").

В одических программах, посвященных юбилейной Олимпиаде, нет-нет, да проскальзывали подробности, обнажавшие фальшь праздника. Разумеется, местами искреннюю фальшь. Артистка Наталья Белохвостикова ненароком обмолвилась о том, какой пустынной была праздничная Москва. Кто-то из тогдашних функционеров поделился трудностями заполнения трибун болельщиками; приходилось переодевать в гражданскую одежку солдат и их строем приводить на соревнования.

В какой-то момент ответственные начальники заволновались, что советские спортсмены слишком много завоевывают наград; пришлось "поработать" с судьями и с их помощью что-то отслюнить братским странам.

Рядовые свидетели все больше предавались гастрономическим и мануфактурным воспоминаниям: какие сорта колбас и сыров появились на прилавках продуктовых магазинов и какие тряпки можно было купить в универмагах.

"Геополитический игрок", сделавший такой неудачный силовой "ход" в Афганистане, старался изо всех сил поправить свой мирный имидж.

Имидж был поправлен, но стране это не помогло.

В наши дни, пересматривая документальные фильмы о Высоцком, душенадрывающие кадры его похорон, вникая в разговоры на ток-шоу "Картина маслом" и "НТВшники. 30 лет без Высоцкого", понимаешь, что к чему.

Олимпиада стала пирровой победой режима, а похороны Высоцкого - отходной по нему. Так, по крайней мере, сегодня это смотрится.

***

Было бы неправильно не заметить премьеру нового проекта на Первом "Детектор лжи". Неутомимый Малахов решил несколько расширить свой телевизионный бизнес. То он приторговал чернухой. Теперь будет покупать за большие деньги правду у своих клиентов и продавать ее за хороший рейтинг. А хороший рейтинг для этого ведущего, как он сам недавно признался в "Российской неделе", "это лучше, чем оргазм".

Само новое шоу ничего иного из себя не представляет, как соединение в одном флаконе двух извращений: вуайеризма и эксгибиционизма.

Кроме того, оно слишком постановочно, чтобы не быть сплошным обманом.

Даром, что ли, Высоцкий пел:

"Застонал я, динамики взвыли

Он сдавил мое горло рукой

Отвернули меня, умертвили,

Заменили меня на другой".

Или дальше:

"Часто нас заменяют другими,

Чтобы мы не мешали вранью".

Много тех на ТВ, кому мог бы помешать автор этих строчек.