26.07.2010 23:41
    Поделиться

    МВФ: в странах Содружества отношение внешнего долга к ВВП намного меньше, чем в большинстве стран ЕС

    Всемирная организация кредиторов (WOC), Исполком СНГ и Международный валютный фонд в середине июля провели исследования взаимозависимости роста инвестиций, национального ВВП и внешней задолженности в странах Содружества. Оказалось, что почти во всех этих странах отношение совокупного внешнего долга к ВВП намного меньше, чем в большинстве стран ЕС.

    Это свидетельствует, по оценкам WOC, прежде всего о том, что государства Содружества в отличие от "евросоюзовских" не поддерживали высокий уровень жизни и потребительских расходов за счет безудержного роста внутренних и внешних заимствований. Если точнее - принцип "респектабельность в кредит" не является, как и прежде, основной направленностью финансово-экономической политики почти всех стран СНГ.

    Если, например, в регионе ЕС совокупный внешний долг стран-членов вдвое, а то и вчетверо выше к национальному ВВП, то в регионе Содружества этот показатель, как правило, меньше 70% (см. диаграмму).

    Почетный президент WOC Роберт Абдуллин подчеркивает: "Ни у одной из стран СНГ объем совокупного внешнего долга не превышает ВВП, а в отдельных случаях этот показатель крайне далек от критического, как, например, в евровалютной зоне. Кроме того, имеет место постепенная стабилизация товарооборота внутри Содружества, что свидетельствует об усилении взаимозависимости рынков и отраслей практически всех стран бывшего СССР".

    Схожая точка зрения у главного экономиста российского Центра развития Валерия Миронова: "Странам СНГ нужна новая модель экономического роста. Старая модель, основанная на сырьевом экспорте, в посткризисных условиях действовать не будет. Поскольку приток капитала в регион СНГ уже не сможет компенсировать низкую конкурентоспособность экономики и высокие темпы превышения роста заработной платы над производительностью труда, характерные для СНГ". По его мнению, новой моделью может стать индустриальная модернизация экономики и на этой базе межотраслевая интеграция стран Содружества.

    Что касается притока прямых иностранных капиталовложений, максимальным этот показатель является в России - свыше $44 млрд, в Казахстане ($9,5 млрд) и на Украине ($4,5 млрд) в 2009-м. Но если почти во всех странах СНГ приток таких инвестиций понизился в среднем на четверть из-за общемирового финансового кризиса, то в Туркменистане и Узбекистане их объем возрос почти наполовину - соответственно, до $1,4 и 1,5 млрд, а в Азербайджане - более чем в 10 раз - до $0,5 млрд. Это обусловлено реализацией в тех странах новых проектов по развитию нефте-, газодобычи, расширению сети магистральных трубопроводов и железных дорог. А также - привлечением капиталовложений в переработку промышленного, энергетического и сельскохозяйственного сырья в этих странах.

    Чем ниже отношение совокупного внешнего долга к ВВП, тем стабильнее темпы импорта зарубежных инвестиций. В СНГ такая тенденция характерна для России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. По мнению Роберта Абдуллина, "если сопоставить данные по привлечению внешних инвестиций в СНГ, в долгосрочном периоде динамика складывается положительная. На фоне долгового кризиса в еврозоне и других странах ЕС, а также дестабилизации евро многие страны СНГ, с учетом динамики их ВВП и совокупного внешнего долга, становятся более привлекательными для долгосрочных иностранных вложений".

    В ослаблении зависимости экономических связей внутри СНГ от евро-долларовых перепадов все более важную роль играет развитие взаиморасчетов между странами Содружества в так называемых "бартерных" валютах, то есть в нацвалютах стран Содружества, в том числе с использованием российского рубля. По имеющимся данным, доля нацвалют в объеме взаиморасчетов между государствами СНГ к концу первого полугодия 2010-го превысила 20%, в то время как в конце 1990-х этот показатель едва достигал 10%.

    Характерно, что упомянутые тенденции и выводы подтверждаются заинтересованностью этих стран в инвестиционном сотрудничестве: его основные направления утверждены в ходе совещания глав ряда государств СНГ в Ялте 10 июля. Президенты России, Беларуси, Украины, Казахстана, Азербайджана и Армении договорились увеличивать капиталовложения в "обновление действующих и создание новых курортно-лечебных и туристических объектов" на их территории. В их совместном заявлении отмечено также, что "...подтверждаем намерения принимать активное участие в реализации проектов международных транспортных коридоров и других важных инфраструктурных проектов".

    Поделиться