Конкурсантов, не явившихся на аукцион по госзакупкам, будут наказывать рублем

Неявка конкурсанта на аукцион по государственным закупкам может обернуться потерей денег. Депутатам Госдумы предложено поправить закон о госзакупках, в части возврата денежных средств при обеспечении заявки на участие в аукционе.

Сегодня, согласно законодательству, компания, изъявившая желание участвовать в аукционе на получение госконтракта, должна внести денежные средства (в размере, установленном законом) в качестве обеспечения заявки. В свою очередь заказчик после объявления победителя торгов обязан вернуть остальным участникам аукциона деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.

По данным разработчиков законодательных инициатив, в настоящее время все чаще имеют место сговоры, когда недобросовестные участники аукциона получают информацию о других участниках аукциона, договариваются между собой о том, кто будет участвовать в данном аукционе, и заключают контракт по максимально высокой цене, при этом не являясь на торги. Чтобы побороть сговоры, законопроект предлагает не возвращать деньги по обеспечению контракта тем, кто лично не присутствовал на торгах.

"Поднятая проблема достаточно распространена, - говорит Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру". - Чаще всего она выражается в том, что недобросовестные поставщики вступают в сговор, в результате которого вместо снижения цены на аукционе контракт достается заранее определенному участнику по максимальной цене. Однако предложенное решение все же вызывает серьезные сомнения".

По мнению эксперта, жестко диктовать участнику торгов обязанность явки на процедуру - не совсем корректно. "Помимо обстоятельств непреодолимой силы есть еще ряд серьезных причин, не связанных с мошенничеством или сговором, - отметил Кирилл Кузнецов. - К примеру, субъект малого предпринимательства подает заявки на участие в двух аукционах. Однако ресурсов у него достаточно на единовременное выполнение только одного контракта. Если такой поставщик выигрывает первый аукцион, достаточно очевидно, что участие во втором несет риски как для самого поставщика, так и для государства в лице заказчика. Соответственно предложенные поправки в закон могут привести к снижению участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках".

Елена Агапова, директор Центра госзаказа АНХ при правительстве РФ, посчитала экономию бюджетных средств. "Предположим, что произошел сговор и два участника решили заключить контракт с минимальными потерями 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта, - рассуждает эксперт. - Отлично, мы экономим бюджетные средства сразу на 0,5%. Однако давайте посчитаем, сколько при этом теряет участник, если данный проект вступит в силу, - 5% от начальной (максимальной) цены контракта (стоимость обеспечения заявки)? На наш взгляд, это достаточно высокая ставка за то, что исполнитель организации - уполномоченное лицо для участия в аукционе не пришел на аукцион".

При этом, по словам эксперта, очень часто многие участники опаздывают на аукцион без всякого злого умысла и тем более сговора. "Опоздать можно по разным причинам, например, простоять в пробке, как это очень часто бывает в крупных городах, - отметила Елена Агапова. - Даже если участник пересядет на общественный транспорт, который ездит по тем же пробкам, ничего не изменится. Можно опоздать по семейным обстоятельствам и, в конце концов, можно просто банально проспать. Более того, как вы докажете данный факт опоздания, какими документами? Справкой из ГИБДД о пробках или ремонте дороги? При этом необходимо учитывать, что опаздывают не генеральные директора, а простые исполнители организаций. А ответственность за неучастие в аукционе планируется ввести на "кошелек" руководителей организаций. Кто захочет терять свои деньги, у кого они лишние? Можно сделать вывод, что потеря суммы обеспечения заявки в полном объеме - очень жесткая мера за безмятежный сон или транспортный коллапс".