Программа безопасности на транспорте уже согласована со всеми ведомствами и направлена в правительство. 1 августа она будет представлена главе государства.
В конце недели проблемы безопасности обсуждали на общественном совете минтранса. Речь шла и о законопроекте, который введет обязательное страхование гражданской ответственности на пассажирском транспорте. В сентябре его планируют рассмотреть на заседании правительства.
Члены общественного совета выразили опасение, что перевозчикам понадобятся дополнительные средства при введении единой системы страхования, где максимальная выплата при несчастном случае составляет 2 миллиона 250 тысяч рублей. И не исключено, что эти средства будут "отбивать" подорожанием билетов.
Замминистра транспорта Сергей Аристов пояснил, что нагрузка при выплате страховки ляжет не на перевозчика, а на страховые компании. Что касается страховых взносов, то здесь будет жесткая сетка, как при ОСАГО. Предполагается ввести нижнюю и верхнюю планки страхования. По словам Аристова, все отчисления будут производиться в Фонд страхования перевозчиков. И если какая-либо компания обанкротится, то при наступлении страхового случая деньги пассажирам будут выплачиваться из единого фонда. В него будут обязаны войти страховые компании, которые работают с перевозчиками.
Сейчас ежегодно перевозятся 12 миллиардов пассажиров, и если опираться на статистику несчастных случаев на транспорте, то 90 процентов средств будут оставаться в страховых фондах. Поэтому сейчас обсуждается идея часть страховых средств возвращать из фонда перевозчику, чтобы он направлял эти целевые деньги на обеспечение безопасности своего предприятия, в том числе поддержания в хорошем состоянии автобусов и других транспортных средств.
О законодательных инициативах для междугородних перевозок рассказал министр транспорта Игорь Левитин. Он сообщил, что в ближайшее время министерство выйдет с инициативой закрепить регулирование междугородних перевозок на федеральном уровне. По замыслу Левитина, одно ведомство будет регулировать все междугородние автобусные сообщения и составлять единое межрегиональное расписание движения. Именно так это происходит на железнодорожном транспорте.
Пока же автобус, следующий в другой регион, может отъехать от любого рынка, ларька или дома. И никто не знает, сказал министр, куда он идет, по какому расписанию. Такая ситуация сложилась и из-за того, что регулирование автобусных перевозок входит в обязанности регионов. И если внутри территорий какой-то порядок есть, то перевозчики из двух соседних субъектов иногда не могут найти понимания. А страдают пассажиры.
На общественном совете был поднят вопрос и о стихийном использовании привокзальных территорий. В одном из городов мэр позволил рядом с железнодорожным вокзалом создать импровизированную автобусную стоянку, что мешало движению транспорта и пассажирам, которые прибывают на вокзал. Минтранс планирует заняться этой проблемой, так как на него сейчас возложена функция по организации дорожного движения. В рамках нормативов ведомство намерено дать жесткие рекомендации по тому, чтобы рядом с вокзалами не возникали "стихийные шатры". Кроме того, планируется мониторить ситуацию с коэффициентом жилых и нежилых помещений и погонных метров дорог, которые существуют в регионе. Пока же Градостроительный кодекс дает лазейку регионам, даже при несогласии федеральных властей с застройкой, требовать дополнительные средства на строительство развязок и дорог. То есть если федеральные власти не согласны со схемами застройки, то они должны выделить субсидии региону, чтобы он устранил недочеты.