Единственной соседкой Украины, территориальные споры с которой вышли на уровень международного суда, является Румыния. Объектом спора до недавнего времени был остров Змеиный в Черном море.
Клочок суши площадью всего в 20 гектаров, расположенный в 35 километрах от дельты Дуная, лежит практически на линии морской границы между Румынией и Украиной.
Змеиный достался Украине по наследству от СССР, и до недавнего времени на него распространялось это статус-кво. Однако в 2004 году Румыния подала в Международный суд ООН в Гааге меморандум с требованием пересмотреть морскую границу в данном районе. Бухарест настаивал, что в силу размеров Змеиный не может считаться островом, а является одиноко стоящей скалой, что влечет за собой и пересмотр границы экономических зон обеих стран. Естественно, в пользу Румынии.
Украина в течение пяти лет настаивала, что Змеиный - остров, и граница делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны в Черном море отсчитывается от территории Змеиного, самого удаленного клочка украинской земли в Черном море. Свои доводы об островном статусе Змеиного Киев подтвердил на практике - построил на нем пограничную заставу, сделав остров формально обитаемым. Однако Румыния продолжала настаивать, и 3 февраля 2009 года Международный суд ООН вынес компромиссное решение: остров был признан украинской территорией, но морскую границу между странами суд определил сам: по срединной линии, уполовинив, таким образом, заявленную Украиной зону интересов вокруг острова.
С решением согласились обе стороны. Однако на самой Украине, вопреки победным реляциям здешнего МИД, это посчитали проигрышем, поскольку Румынии отошла часть шельфа, богатая углеводородами. Решение суда, кстати, стало формальной причиной для отставки тогдашнего главы внешнеполитического ведомства Владимира Огрызко.
Уже в этом году Румыния неофициально предъявила Украине новую территориальную претензию. Предметом спора стал необитаемый остров Майкан в дельте Дуная. Он расположен между украинским же островом Салмановский и румынским островом Черновка. Поводом для спора стало изменение в русле реки, в результате чего изменился судоходный фарватер, по которому определяется граница: ранее он проходил между Майканом и Черновкой, а теперь между Майканом и Салмановским. Поэтому Румыния сочла себя вправе предъявить претензии на Майкан. И хотя официальный Бухарест пока не объявил своих притязаний - все ограничивается публикациями в румынской прессе и заявлениями националистических политиков, украинский МИД уже объявил, что не намерен отдавать больше ни клочка своей территории.
Впрочем, история с островами - лишь видимая часть территориальных претензий Румынии к Украине. Программа максимум для Бухареста - Северная Буковина и Южная Бессарабия. Сегодня они принадлежат Украине и административно относятся к Одесской и Черновицкой областям, той их части, которая лежит на правом берегу Днестра и Прута.
Возможность их отторжения от Украины открывает новая молдавская власть. Как известно, исполняющий обязанности президента Молдавии Михай Гимпу не скрывает своего желания присоединить Молдавию к "великой" Румынии. В этом случае все этнические молдаване, проживающие на спорных территориях, будут признаны румынами, а их количество в Одесской и Черновицкой областях превысит 20 процентов населения областей. Это уже дает им право требовать в соответствии с международными законами создания культурной и административной автономии.
Впрочем, пока 400 тысяч румын и молдован, проживающих на Украине, не требуют присоединения к Румынии. Нет ни массовых акций протеста, ни какой-либо артикулированной воли к независимости от Украины. Все они давно и прочно интегрированы в украинское общество и власть. Что не означает отсутствия интереса Румынии к ним. Румыния активно в одностороннем порядке выдает всем желающим гражданам Украины свои паспорта. По самым нескромным оценкам, которые озвучивают как украинские ультра-националисты, так и левые движения, количество получивших румынские документы граждан приближается к 120 тысячам. Кроме того, Румыния под эгидой ОБСЕ следит за ситуацией в Буковине и Бессарабии и регулярно обнародует данные, якобы свидетельствующие о притеснениях румын, в том числе в языковом вопросе.
О том, что отношения между странами далеки от идеальных, можно судить и по косвенным признакам. Так, зимой, во время эпидемии "свиного" гриппа, Румыния закрыла почти все пропускные пункты на границе с Украиной и ужесточила условия пропуска транспорта. Другие соседи Украины отнеслись к ней более благосклонно, что дало повод некоторым украинским политикам заподозрить Бухарест в злом умысле и недружественном шаге.
Между тем
И уже совсем некрасивая ситуация сложилась во время наводнения в Черновицкой и Одесской областях, окончившегося чуть более недели назад. Украинское МЧС официально просило Бухарест задержать часть дунайской воды на румынской территории, чтобы не допустить подтопления Измаила и других прибрежных городов. Румыния категорически отказала. Смысл отказа состоял в том, чтобы усилить заиливание почвы на украинской территории, что в идеале способствует расширению русла Дуная и дальнейшему отодвиганию судоходного фарватера вглубь Украины.