На избавление Москвы от торфяного смога правительство должно выделить 25 млрд рублей

Вчера премьер Владимир Путин провел видеоконференцию по ситуации с лесными пожарами. Помогали ему в этом первый вице-премьер Виктор Зубков и глава МЧС Сергей Шойгу.

Еще полгода назад граждане нашей страны скептически относились как к Копенгагенской конференции по климату, так и к самому глобальному потеплению. Однако теперешняя жара вынудила общественное мнение взглянуть на ситуацию по-иному. По состоянию на 27 июля в России зарегистрировано 575 очагов лесных пожаров, а площадь возгорания составила 480 тысяч гектаров в этом году. В Нижегородской области режим пожарной опасности ввели 5 мая, а в Марий Эл аномальная жара началась уже в апреле. "Во многих регионах действительно побиты все температурные рекорды", - сказал Владимир Путин вчера, когда проводил видеоконференцию с руководителями регионов.

Первым слово, разумеется, взял губернатор Московской области, на территории которой происходит то, от чего задыхается весь столичный регион. По словам Бориса Громова, в этом году в Подмосковье в 2,5 раза больше очагов пожара, чем в прошлом, а территория возгорания увеличилась почти в 12 раз. Причем одна треть - это торфяные пожары, две трети - лесные. Громов попытался заверить премьера, что выходом из плачевного положения может стать обводнение торфяников, но на эту меру только в Шатурском районе понадобится более 4,5 млрд рублей.

- Подземное горение продолжается даже зимой? - поинтересовался глава правительства.

- Да, они горят даже зимой, на глубине 5-6 метров. А с наступлением тепла этот огонь поднимается наверх, - сказал Громов.

Между тем Путину показалось, что 4,5 млрд, о которых говорил Громов, хватит на всю область. Однако губернатор вежливо поправил главу правительства: "Это 4,5 млрд только на один район, а у нас таких пять районов".

- Значит, это где-то получается под 20-25 млрд рублей, - мигом подсчитал премьер и попросил областную администрацию совместно с МЧС и минэкономразвития подготовить проект программы финансирования обводнения торфяников.

"Это общая беда, мы должны все вместе активно работать. Абсолютно все федеральные структуры откликаются по нашему зову. Я не видел никаких проявлений недопонимания", - говорил тем временем нижегородский губернатор Валерий Шанцев. А глава Марий Эл Леонид Маркелов и вовсе заявил, что в борьбе с пожарами "мы можем около 6 тысяч наших граждан поставить под ружье". Впрочем, воинственный настрой региональных властей воплощался скорее в формате видеоконференции, чем в реальной жизни, где есть катастрофическая нехватка специальной противопожарной техники. К примеру, в нижегородском заповеднике стихии противостоят 50 человек, один трактор и три бензопилы. Техническое обнищание бросилось в глаза даже премьеру:

- Вот, получил справку об организациях - победителях аукционов на выполнение функций по тушению лесных пожаров. Пермский край: 69 человек и 2 самолета. Ясно, что это не Бе-200, это наверняка Ан-2. 69 человек, и всё! Что же это за такая организация победила на конкурсе по тушению пожаров? "База авиационной охраны лесов". Охраны лесов! Они способны такими силами и средствами тушить пожары?

Но не стоит забывать и о людях, просил Путин, напоминая, что оказание помощи гражданам в пострадавших от огня поселениях входит в обязанности региональных властей. Контролировать, насколько хорошо они исполняются, будет министерство здравоохранения и социального развития.

Между тем другое ведомство - МЧС - озаботилось вчера расширением своих полномочий в сфере охраны лесов от пожаров. Глава министерства Сергей Шойгу высказался за создание единого органа, который следил бы за лесами. А то сегодня, по мнению Шойгу, функции надзора разбросаны между минсельхозом, минприроды, минобороны и субъектовыми властями. "Сегодняшние законы предписывают появляться в лесах и проверять разделительные полосы, дороги, водоемы, оснащенность подразделений не чаще одного раза в три года", - настаивал Шойгу на новом ведомстве, правда, пока не говоря, кому именно оно должно подчиняться.

Однако Виктор Зубков решил не отдавать лесное хозяйство в чужие руки и попросил расширить деятельность Рослесхоза, вплоть до контроля за пожарной безопасностью. "Таких полномочий у него сегодня нет, они размыты по ряду министерств и ведомств", - пожаловался первый вице-премьер.

Однако глава правительства не поддержал ни ту, ни другую сторону, а лишь заметил, что "именно на региональных органах власти лежит ответственность за противопожарное обустройство лесов и другие мероприятия по охране, включая строительство и реконструкцию дорог, оборудование посадочных площадок для вертолетов".

Кстати

Владимир Путин попросил вчера производителей минеральных удобрений максимально снизить цены для сельхозпроизводителей в связи с засухой в России. Об этом премьер заявил на встрече с председателем координационного совета крупного российского производителя минудобрений ОАО "Акрон" Вячеславом Кантором.

Фото: РИА Новости