Президент Дагестана: Мы не хотим быть вечными аутсайдерами

В Дагестане формируются условия для превращения республики в экономический и культурный центр Северо-Кавказского федерального округа. Рассказывает президент РД Магомедсалам Магомедов.

Российская газета: По вашей инициативе решено приостановить принятие "Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года". Означает ли это, что с приходом новой команды изменились экономические приоритеты республики?

Магомедсалам Магомедов: Перед дагестанским обществом стоит множество проблем, которые усугублялись на протяжении последних десятилетий. Сегодня востребованы принципиально иные системные решения в экономике, социальной сфере, государственном управлении. Они и должны быть отражены в стратегии, детализированы и расписаны - вплоть до конкретных мероприятий, сроков, бюджетов, исполнителей. Подготовленный проект стратегии-2020 является концептуальным документом, скорее, осмыслением проблем республики, но никак не стратегией, дающей представление о том, что делать. Между тем стратегия для нас - программа действий, комплекс проектов и "дорожных карт", позволяющих обеспечить качественный рывок в развитии. Поэтому она будет переработана, а также увязана с рядом других документов: комплексной стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, программой деятельности дагестанского правительства до 2015 года, Федеральной целевой программой социально-экономического развития Дагестана до 2016 года, стратегиями развития муниципальных образований республики.

Что касается экономических приоритетов, то они должны определяться особенностями и возможностями нашей республики. Дагестан имеет большой потенциал развития и является самым крупным субъектом СКФО. Однако по многим социально-экономическим показателям, качеству жизни мы отстаем от своих соседей по округу, проигрывая в конкурентной борьбе за инвестиции и передовые технологии. Перед нами стоит выбор: или смириться с позицией вечных аутсайдеров, или поставить целью превращение республики в экономический и культурный центр СКФО. Уверен, стратегия социально-экономического развития РД должна определить пути модернизации экономики, социальной сферы, формирования инновационной среды уже сегодня. И здесь у нас - непочатый край работы.

РГ: Какие дополнительные меры планируется предпринять для широкомасштабного привлечения инвестиций?

Магомедов: Мы намерены стимулировать инвестиционную деятельность и считаем это направление приоритетным в работе всех органов власти РД. В целях обеспечения гарантий инвесторам принят ряд республиканских законов, других нормативных правовых актов, защищающих инвестиции. Но для того, чтобы экономика развивалась, недостаточно принять хорошие законы, нужно, чтобы они работали. Капиталы не придут в регион с неблагоприятным инвестиционным климатом и неконкурентной деловой средой. Поэтому мы будем устранять административные барьеры, препятствующие деловой активности, принимать все меры по развитию добросовестной конкуренции, формировать необходимую инфраструктуру. Одним из важных условий повышения инвестиционной привлекательности республики явится снижение коррупционных рисков для крупного частного бизнеса. Сегодня инвестиционный портфель республики насчитывает ряд проектов в гидроэнергетике, туризме, стройиндустрии, транспортном и агропромышленном комплексах. В рамках частно-государственного партнерства стараемся наладить взаимовыгодное сотрудничество с представителями крупного бизнеса, отечественными и международными компаниями.

К примеру, с китайскими партнерами обсуждаются проекты строительства цементных заводов, организации сборочного производства автомобилей. Совместно с израильскими инвесторами планируется создание агрохолдингов, основанных на передовых технологиях. Кроме прочего, создаются инвестиционные площадки для развития производственных предприятий, туризма в Карабудахкентском, Кумторкалинском, Акушинском и Дербентском районах республики. Успех этой работы во многом будет зависеть от проведения земельной реформы. В Дагестане всегда существовала проблема нехватки земли, поэтому вопросы, связанные с ее распределением, воспринимаются крайне болезненно, особенно в сельской местности. Это затрудняет коммерческое использование земель, сковывает реализацию масштабных инвестиционных проектов.

РГ: Почему Дагестан отстает от других регионов в развитии конкурентноспособной туристической индустрии?

Магомедов: Дагестану необходима туристическая отрасль. Она позволит увеличить поступления налогов, создать рабочие места. Недостаточно построить гостиницу или ресторан, следует создать туристические услуги, которые выдержат конкуренцию с тем, что предлагают в Турции, Египте, странах Евросоюза. Республика обладает уникальными природными условиями, есть возможности для успешного развития индустрии отдыха и туризма. Вклад туризма в нашу экономику тем не менее остается незначительным, и главная причина тому - отсутствие развитой инфраструктуры туристского комплекса, износ основных фондов предприятий отрасли. Развитию этой сферы мешают сохраняющиеся в республике проявления экстремизма и терроризма. Нас беспокоит данная ситуация, и мы намерены принять комплекс срочных необходимых мер для снижения террористической угрозы, обеспечения безопасности приезжающих в Дагестан гостей. Сегодня мы стремимся создавать комфортные условия для развития в республике всех направлений туризма, отдыха и оздоровления, занять свое место в туристско-рекреационном кластере, формирующемся на Юге России.

РГ: Каковы перспективы разработки Каспийского шельфа, развития транспорта, а также экономического сотрудничества стран Прикаспия?

Магомедов: Значение минеральных ресурсов Каспийского моря для развития экономики Дагестана, обеспечения энергетической безопасности региона невозможно переоценить. Мы планируем более эффективно использовать Каспий для развития туризма, топливной, пищевой и химической промышленности, транспорта и энергетики. Большое значение имеет проведение геологической разведки дагестанского участка шельфа, что требует помощи со стороны федерального центра и крупных нефтедобывающих компаний. При этом важно сохранить Каспий для будущих поколений, не допустить его экологической деградации, предпринимать меры по сбережению и воспроизводству разнообразия его флоры и фауны. Через Дагестан проходят международные транзитные грузопотоки.

Незамерзающий Махачкалинский морской торговый порт соединяет центр России со Средним Востоком и Центральной Азией. Основными направлениями экономического сотрудничества республики с прикаспийскими государствами являются перевалка железнодорожных грузов через существующие транспортные коммуникации, оборот промышленных и продовольственных товаров, машиностроительной продукции, продукции нефтехимического комплекса. Наиболее перспективными сегодня являются морские перевозки между Махачкалой и портами Ирана, Туркмении и Казахстана.