Программа поддержки малого и среднего предпринимательства подверглась резкой критике

Региональная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, признанная одной из лучших в Северо-Западном федеральном округе, неожиданно подверглась резкой критике на заседании областного правительства.

Сомнение в эффективности финансовых инструментов, применяемых Калининградским фондом поддержки предпринимательства, зародилось после выступления вице-президента регионального союза промышленников и предпринимателей Виктора Горелова. Он сообщил, что банки сегодня акцентируют внимание на обороте денежных средств заемщиков, не принимая в залог здания, имущество и оборудование. В результате воспользоваться кредитом при "покровительстве" областного гарантийного фонда могут лишь рентабельные предприятия с солидным оборотом, а соответственно, могут рассчитывать и на субсидирование части процентной ставки по займам.

Это вызвало вопросы у губернатора области Георгия Бооса. "Стоит задача развивать маленькие, а не крупные предприятия, у которых активы больше, чем весь ваш гарантийный фонд", - напомнил он руководителю Калининградского фонда поддержки предпринимательства Дмитрию Офицерову. И поручил контрольно-ревизионной службе и контрольно-счетной палате правительства совместно проверить исполнение целевой программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2009-2013 годы и эффективность освоения бюджетных средств.

Но еще до того, как началась проверка, ответы на некоторые вопросы, касающиеся развития МСП, дал на пресс-конференции министр промышленности области Михаил Карапыш.

Он, в частности, рассказал, что 230 миллионов "программных" денег (30 процентов из областного бюджета и 70 - из федерального) в первом полугодии распределены между 461 хозяйствующим субъектом по итогам шести открытых конкурсов.

Получателями субсидии на погашение части процентной ставки по кредитам стали 19 предприятий (5,7 миллиона рублей), для компенсации затрат на регистрацию предприятия, приобретение оборудования, аренду помещения, подключение к энергосетям - 436 организаций (43,6 миллиона рублей), расходы на выставочно-ярмарочную деятельность возмещены шести фирмам.

Среди победителей конкурсов есть три компании "средней руки", численностью до 250 человек и годовой выручкой до одного миллиарда рублей. Но ничего противозаконного в том нет: они соответствуют критериям, предъявляемым к конкурсантам. "Середнячкам" была оказана финансовая помощь в пределах 3-3,5 миллиона рублей. Это предприятие янтарной отрасли, рыбоконсервный и вагоностроительный заводы. По поводу последнего Михаил Карапыш заметил, что это направление является перспективным и выгодным: спрос на грузовые вагоны высокий.

- Недавно в нашу область поставили 600 вагонов с Украины - а все из-за отсутствия возможности приобрести их на месте, - с сожалением констатировал министр. - В свое время много было допущено управленческих ошибок, но надо их когда-то исправлять. Еще пять лет, и на вагонозаводе некому будет работать. Вот мы и бросили предприятию "спасательный круг".

По мнению министра, поддерживать на плаву следует предприятия, имеющие будущее, а не фирмы-"однодневки", которые пачками регистрируются, банкротятся и возрождаются под новой вывеской. В числе претендентов на господдержку значатся высокотехнологичные производства. Правда, как их определить, непонятно из-за отсутствия федерального закона об инновационном развитии. Поэтому пока в области обладателей грантов по новаторской части немного.

Воспользоваться кредитом при поддержке гарантийного фонда могут лишь рентабельные предприятия с солидным оборотом

Присутствовавший на пресс-конференции глава Калининградского фонда поддержки предпринимательства Дмитрий Офицеров затронул острую для малого и среднего бизнеса тему недоступности кредитов. Гарантийный фонд, призванный решать эту проблему, заработал только в текущем году. Активы организации в 212,6 миллиона рублей позволяют "подставить" плечо "малышам". Однако предоставляемыми услугами пока воспользовались всего десять предприятий на общую сумму 29,8 миллиона рублей. Дмитрий Офицеров склонен считать, что предприниматели не до конца разобрались в принципе работы гарантийного фонда. Многие из них полагали, что поручительство - это некий зеленый светофор для банка, для открытия кредитной линии. На деле же эта система сложнее, чем прямое субсидирование тех или иных затрат бизнеса, поскольку должна согласовываться с политикой финансово-кредитных учреждений. К тому же за предоставление гарантии, которая не может превышать 50 процентов от суммы обязательств заемщика, фонд взимает небольшую плату.

- В то же время вице-президент союза промышленников и предпринимателей был совершенно прав, когда говорил о нежелании банков кредитовать предприятия с малыми оборотами, - подчеркнул чиновник. - Даже при наличии залогового обеспечения в виде недвижимости, которая является ликвидным товаром. Понятно, что в кризис цены на него падают, и банки не хотят превращаться в ломбард, нести издержки при реализации заложенного имущества. Но что делать бизнесменам?

Вопросы взаимодействия их с банкирами обсуждались в этом году в региональной общественной палате и на большом экономическом форуме, который проходил в Янтарном крае. Но выстроить партнерские отношения не удается. На встрече с губернатором в торгово-промышленной палате предприниматели пожаловались на "отсутствие контактов" с "денежными мешками". Георгий Боос удивился: "Пригласите банкиров к себе, поговорите с ними, почему не финансируют инвестиционные проекты? Экономика после кризиса восстанавливается, ставки падают, "плохие" кредиты банки расчистили - создали агентства, которые с ними работают. Не вижу проблем".