С 1 сентября 2010 года в четырех московских школах, а также в некоторых школах Челябинска и Томска основы обществознания в рамках эксперимента дети будут изучать по электронным книгам.
Ридер (он же электронная книга, он же букридер) - устройство для воспроизведения на экране текстов. Дисплей ридера - так называемая электронная бумага, изображение на которой мало чем отличается от книжной страницы. Для ребят тема не нова - с техникой они уже сейчас на "ты": в метро и электричках в руках у большинства молодых людей - именно букридеры.
Казалось бы, дело хорошее. В ридер можно "закачать" сотни учебников, представляете? И не нужно будет в школу таскать неподъемный рюкзак. Но есть у этой инициативы и обратная сторона.
- Это достаточно дорогая игрушка, - считает гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. - К тому же в ридеры сложно заводить какие-то математические формулы, они лишены иллюстраций. Речь может идти только о черно-белых книгах с достаточно простыми текстами. Но самое главное - пока не отработана правовая база использования контента. А в таких условиях эксперимент нарушает и права авторов, и права издательств, и налоговое законодательство.
По мнению Кондакова, более приемлем немного другой вариант - бумажные учебники с вклеенными дисками, которые будут не повторением учебника, а его дополнением.
- Естественно, что в будущем тексты будут перемещаться в Интернет, - говорит Александр Кондаков. - Поэтому издательства очень тщательно исследуют различные нетбуки, планшетные компьютеры. Они позволяют подходить к формированию учебного процесса по-новому. Функции ридера у них тоже есть. Думаю, именно они - следующее поколение гаджетов для школы.
Но вернемся к ридерам. Цены на них "кусаются" - первая партия обошлась московским властям в 500 долларов за штуку. Конечно, здорово, что букридеры куплены за счет городского бюджета. Но если школьник сломает технику? Кто будет возмещать ущерб? Стоимость одного букридера для некоторых семей равна месячной зарплате.
В правительстве Москвы заверили: никаких поспешных решений приниматься не будет. Только по итогам эксперимента, через год, станет ясно - имеет ли смысл переводить школы на ридеры или бумажные учебники все-таки лучше.
На одном из сайтов, посвященных новостям в мире цифровой техники, участники форума активно обсуждают приход ридеров в школу:
Намного приятнее пользоваться книгой. От чтения на компьютере и глаза болят. Хотя тут, конечно, нечто другое, но все же.
А вы знаете, что семикилограммовый портфель - это сколиоз?
Ридеры - это удобно. Но в учебниках были портреты писателей и ученых, которым можно пририсовать усы, шпаргалки, которые любезно написали бывшие пользователи... В этом была своя особая прелесть, никакой электронный девайс этого не заменит...
Учусь в одиннадцатом классе, ношу все учебники. Весит чудовищно!
С учебников и детских книжек и начинается любовь к КНИГАМ.
Ольга Ильина, учитель физики, школа N 165, Новосибирск:
- У нас в школе и компьютеры-то по одному на 60 обучающихся. Какие там ридеры! Сейчас мне даже трудно представить, как их можно использовать в учебном процессе. Бумажные привычнее. Комплекты, которые раздаешь в классе, быстро приходят в негодность: ученики рисуют в них, рвут. Подозреваю, что нечто подобное будет происходить и с электронными книжками.
Да, в электронную помещается много текста, можно будет использовать много разных источников. Хоть те же задачники и дидактические материалы туда закачать, а не деньги на них собирать, да покупать комплекты на класс, бегая по оптовкам. Только пока даже единого формата нет для этих текстов. Пока ни одно из издательств, издающих учебную литературу, не занимается электронными текстами. Давно пора им заглянуть в завтрашний день. Когда все это будет стандартизировано, тогда электронные книжки, возможно, и вытеснят бумажные.
Александр Драхлер, учитель истории, ЦО N 293, Москва:
- Эксперимент проводить, безусловно, надо. И думаю, что охват должен быть более существенным. Аргументы более чем очевидны: "цифра" стремительно идет на смену "бумаге".
Но эксперимент тем и отличается от просто "внедрения", что внимательнейшим образом отслеживаются и вопросы восприятия, и вопросы методики (она, безусловно, должна меняться), и вопросы права (нельзя просто взять учебный текст и "закатать" его в ридер). Думаю, что и сами ридеры должны быть настроены именно на учебные задачи: в частности, без функции "пометки" точно не обойтись. Вообще, наиболее перспективным на данный момент мне представляется вариант комплекта "электронный учебник" (на ридере с функцией "пометки" и возможностями оперативного обновления информации) и "разовой" рабочей тетради. Это, в частности, поможет решить и проблему веса потрфеля школьника.
Плюсы:
Минусы: