Уповать только на конкуренцию на рынке продовольствия нельзя.
Не случайно многие государства в последние годы установили более жесткий контроль над ценами на продовольствие.
Напомним, узаконить метод "замораживания" цен на социально значимые продукты в России было, по сути, решено еще в 2008 году. Тогда рынок "тряхануло" из-за стремительного скачка цен на хлеб, молоко и растительное масло. Кроме того, была еще свежа в памяти "соляная" история зимы 2006 года, когда в западные российские регионы временно перестала поступать соль из Украины. Короткого перебоя оказалось достаточно, чтобы торговля стала припрятывать ходовой товар, а население - запасаться солью впрок.
В результате соль из копеечного продукта превратилась в золотой, подорожав в 3-4 раза, а солевой дефицит стремительно распространился на всю европейскую часть страны. К концу марта ажиотаж спал, дешевая соль вернулась в магазины. Когда ФАС, наконец, разобралась с этой историей, выяснилось, что объективных причин (кроме некорректного поведения торговли) у "соляного бума" и не было.
Одним словом, стало ясно, что уповать только на конкуренцию в таком взрывоопасном вопросе, как обеспечение населения продуктами, не стоит. Государство должно сохранить рычаги влияния на "расхулиганившийся" рынок.
"Заморозка" уже применялась. Правда, без законодательного обоснования, а в результате "добровольно-принудительных" соглашений с торговлей. Так, с конца октября 2007 и до мая 2008 года были зафиксированы цены на хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца. А в некоторых регионах - еще и на сыр, сливочное масло и мясо. Летом подоспевший урожай сам собой сбил напряженность.