28.07.2010 23:20
    Поделиться

    Патриарх Кирилл: Люблю общаться с молодежью

    Вчера Россия отметила День Крещения Руси, получивший с этого года официальный статус памятной даты. На Украине День Крещения Киевской Руси-Украины стал официальным два года назад. И россияне, и украинские граждане справляют праздник 28 июля - в День памяти святого равноапостольного князя Владимира, личность которого для истории обоих народов равнозначима.

    Вчера же завершилась поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину.

    Украинский первосвятительский визит Патриарха начался с Одессы, где Предстоятель Русской православной церкви освятил восстановленный Свято-Преображенский собор, взорванный в 1936 году большевиками.

    Здесь же состоялся диалог Предстоятеля РПЦ с острой на язык общественностью Одессы, - сначала в Одесской национальной юридической академии, а затем в национальном академическом театре оперы и балета, где собралось 1400 человек.

    В Днепропетровске Патриарх Кирилл был впервые. Научное и религиозное мышление, их взаимосвязь и взаимопроникновение - главная тема проповедей и бесед Предстоятеля РПЦ с интеллигенцией и духовенством города.

    В Киеве состоялось событие, знаковое для всего русского православия. Патриарх Московский и всея Руси впервые за последние 19 лет вступил под своды Софийского собора - главного храма единого православного пространства, вышедшего из Киевской крещенской купели. Патриарх Кирилл и митрополит Киевский Владимир впервые соборно молились об уврачевании раскола на украинской земле.

    Заключительным ярким аккордом поездки стал Священный Синод, заседавший в Киево-Печерской лавре, который в очередной раз, сделав шаг по пути целостности, принял обращение к православным украинцам, "пребывающим вне единства Церкви".

    Там было много сказано о покаянии, о внешних политических обстоятельствах, каковые ему мешали, и о том, что дверь Церкви всегда открыта.

    Приводим отрывки из сказанного Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время визита на Украину

    О грехе и совести

    Всегда найдутся люди, которые, как некогда коммунисты, скажут: "Вы - пережиток прошлого. Ну почему вы не признаете гомосексуальные браки? Почему вы считаете, что свободный секс - это плохо?" Но если Церковь перестанет грех называть грехом, она перестанет быть нужной людям. Совесть можно разбудить тогда, когда вы говорите: "Это грех, это против Бога, Господь тебя накажет, подумай, что ты делаешь". Только такая логика заставит человека задуматься.

    О науке и религии

    Церковь обычно обращается к человеческому сердцу, а люди науки воспринимают ее послания как один из источников информации, и часто на эту информацию у них бывает критическая реакция. Не потому что люди плохие, а потому что их ум так устроен. И это хорошо, что он так устроен, в противном случае никакого развития науки не было бы. Наука развивается там, где ставится под сомнение существующее положение вещей, переосмысливаются гипотезы и теории, и в результате научный поиск идет дальше и дальше. Это всегда предполагает если не некое отрицание, то, по крайней мере, постановку вопроса. Поэтому проповедь среди людей, критически мыслящих, очень сложна.

    Научное знание не исключает религиозного представления о жизни. На вопрос "почему?" ответ прост: точно по той же причине, по которой научное знание не исключает эстетических потребностей людей - искусства и всего того, что нельзя изложить на языке математики или иных точных наук. Наука никогда не может заменить собой любовь, наука не может подменить совесть, наука не может заменить эстетическое чувство. Мир был бы страшным, если бы в нем присутствовало только научно-техническое измерение. Это было бы не человеческое общество, а какое-то общество-киборг.

    О разводах и абортах

    Мне часто приходится иметь дело с молодежью, я люблю общаться с молодыми людьми и тоже многому у них учусь. Когда говоришь на большом собрании молодежи, когда тысячи и тысячи людей тебя слушают не две, не три минуты, а потом задают умные вопросы, в которых выражаются их боль, тревога, надежда, то понимаешь, что много положительного происходит сегодня.

    С другой стороны, статистика свидетельствует о том, что, хотя и есть небольшое сокращение числа разводов, количества абортов, этого недостаточно. Ситуация с преступностью в разных местах различная, однако, по большому счету, Церковь несет ответственность за все и за эту статистику тоже. Это означает, что мы сегодня должны таким образом перенастроить пастырскую работу, чтобы священник был ориентирован на эти проблемы, - не просто храм построил, купола позолотил, газончики по стриг, но и обращал внимание на то, что происходит вокруг. Вот почему при каждом храме должна осуществляться и социальная, и воспитательная работа, и работа с молодежью.

    Об искусстве и похоти

    Сразу скажу, что я очень люблю музыку и изобразительное искусство, особенно живопись, архитектуру. Я много времени посвятил изучению истории искусства, причем вне каких-то школьных или академических программ. И мне это всегда помогало, потому что история искусства - как окошечко, через которое вы подглядываете в прошлое, в духовный мир людей.

    Что же касается музыки, я убежден, что гармония - это закон, который Бог положил в основу бытия. В мире все гармонично. Ведь не случайно Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Красота - это и есть гармония, и если человек формирует гармоничное состояние своей личности, он живет в соответствии с главным законом бытия - Божиим законом, он спасается.

    А что касается любимых опер, наверное, надо ответить сразу же: "Евгений Онегин" Чайковского, но следует также отметить, что я люблю итальянские оперы, особенно произведения Верди.

    О свободе и "чернухе"

    Следует руководствоваться нравственным чувством. Когда художник пакостничает, причем эту грязь, эту "чернуху" (есть такое слово жаргонное в русском языке) выплескивает из себя, то этим он заражает других. Ведь даже врачи, когда приходят в инфекционное отделение больницы, маски надевают, чтобы не заразиться. Общество заботится о том, чтобы локализовать инфекцию. Общество не может провоцировать распространение инфекции, в том числе и вот этого черного начала человеческой личности.

    Но если перед вами не гармония, не красота, а безобразие, нацеленное на оскорбление людей, то это разрушает человеческое сообщество. Почему политические лидеры и многие другие деятели озабочены тем, как построить общественные отношения? Чтобы люди жить могли вместе на этой планете. Ну а если находятся те, кто со ссылкой на искусство разрушает человеческое общежитие, провоцируя межнациональные конфликты, оскорбляя людей по признаку национальности, по признаку веры? Что, нужно это поддер живать, принимать и даже не протестовать против этого? Это все не игрушки. Очень хрупкий мир сегодня, притом люди перегружены страстями, особенно в крупных городах.

    Такого рода действия провоцируют агрессию и ухудшают духовный, нравственный климат в обществе. Поэтому я категорически против этого. Я осуждаю этих людей, не могу назвать их художниками, за то, что у них нет любви к людям. Они создают продукт, который причиняет страдания другим. Значит, они осуществляют дело не Божие, а бесовское. Но если у них самих не хватает чувства стыда, совести, такта, тогда общество должно себя обезопасить.

    Об отношении к юмору

    Отношение абсолютно положительное - без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение.

    При этом все это очень тесно связано с внутренней культурой людей. Если юмор использует некую пошлость, как часто бывает, то вначале начинаешь смеяться, а потом вдруг тебе становится стыдно, думаешь: "Бог мой, тут не смеяться, тут плакать надо - ведь чушь несут, просто противно слышать!". Очень важно, чтобы юмор был светлым и действительно снижал градус наших конфликтов, да и просто формировал такой оптимистичный взгляд на окружающий мир.

    Я с детства очень любил читать Чехова. Наверное, он единственный автор, которого я прочитал "от корки до корки". Это чтение мне очень помогало в трудные школьные годы, когда велась антирелигиозная борьба в нашей стране, и я как верующий ребенок находился под давлением. Воспоминание о рассказах Чехова помогало мне с юмором относиться,

    в том числе и к тем людям, которые пытались меня "перевоспитать".

    О гневе

    Я стараюсь посохом не стучать, даже оставаясь наедине, хотя иногда и есть поводы для этого. Слишком много гнева и злобы в человеческом обществе, чтобы она еще и от Патриарха исходила. Но иногда бывает, когда нужно действовать по заповеди Божией, - говорит нам слово Божие: измите злаго от самех себе (см. 1 Кор. 5, 13). Если человек неисправим, если зло является его убеждением, то такого человека нужно отсекать от общин, и как Патриарху мне это приходится делать. Но если речь идет просто о действиях людей, порожденных слабостью, непониманием, человеческими страстями, каким-то заблуждением, то тогда от гнева в устах Патриарха мало будет пользы. Он должен в первую очередь молиться за этих людей и любовью, нелицемерной любовью исправлять. Не знаю, насколько мне это удается делать, но я очень стараюсь, и я должен сказать, что Бог помогает.

    Об обидах и прощении

    Даже сознательно человека согрешившего или сделавшего мне какую-то неприятность я прощаю с легкостью, причем не отношу это на счет своей добродетели; это, видимо, на генетическом уровне, по природе ко мне перешло. Я очень легко забываю неприятности, прощаю, для меня в личном плане это не проблема. Но еще раз хочу сказать, что это не результат аскетического труда, это, видимо, перешло от родителей по наследству.

    Я думаю, что прощать надо все. Но есть один грех, который Сам Христос не простил. Это грех предательства. Иуда не был прощен Богом. Апостол Петр, который не был предателем, а который по слабости своей отрекся от Спасителя, но он не предал, он не пошел, не донес, он не причинил своим поступком прямого зла Господу, находившемуся в тот момент в узах. От его поступка ничего не изменилось - как находился под арестом Спаситель, так Он и продолжал находиться. А вот Иуда, предавая Спасителя, нанес Ему вред. Вот это сознательное предательство человека, который расположен к вам, общаясь с которым, вы воспринимаете его как друга или как близкого, единомышленника, а потом, когда оказывается, что это предатель, это очень сложно простить, хотя все равно прощать надо. Другого пути у нас нет, потому что только прощением и любовью мы можем изменить мир.

    О любви

    Я люблю все, я люблю жизнь. Я люблю природу, люблю людей, люблю искусство, люблю спорт, но больше всего в жизни я люблю то, чем я занимаюсь, - я люблю Церковь и люблю церковное служение, люблю молитву и люблю размышлять, люблю открывать свою душу Богу, потому что реально чувствую Его присутствие в своей жизни.

    К братьям и сестрам

    Жить в расколе - греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви. Многие из тех, кто задумывался о возвращении, до конца своей жизни не нашли в себе к этому сил; некоторых удерживали внешние обстоятельства. Но обстоятельства эти уходят в прошлое. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас...

    Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад.

    Из Обращения, принятого на состоявшемся 26 июля 2010 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре заседании Священного Синода Русской православной церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

    Поделиться