Десять лет назад в Беларуси если и выделялись деньги на мелиорацию, то очень небольшие. Так что мелиоративные предприятия чаще всего стояли без работы, а люди, соответственно, практически не получали зарплату. Классные специалисты - бульдозеристы и экскаваторщики - стали уходить. Чтобы спасти коллектив, руководство предприятия решило искать выход из сложной ситуации на стороне. И нашло - в России, за Полярным кругом.
- Тогда мы совершенно случайно узнали, - вспоминает генеральный директор открытого акционерного общества "Могилевводстрой" Николай Шкрадюк, - что одна нефтяная компания, ведущая добычу "черного золота" на Крайнем Севере, объявила тендер. Нашим будущим партнерам нужна была организация, которая наводила бы порядок в тундре. Дело в том, что многие трубопроводы состарились и частенько рвутся. Как следствие, вокруг разливаются целые нефтяные озера. Их надо убирать. Вместе с нами прибыли представители еще одной белорусской организации. Посмотрели, что вокруг - за исключением нефтепроводов - первозданная природа и нет даже намека на цивилизацию, развернулись и уехали. Мы же остались. И не жалеем.
Первоначально, чтобы набрать рабочих на северную вахту, людей приходилось уговаривать. Многие соглашались. А потом втянулись. Партнеры порядочные, зарплата хорошая - только работай. Сейчас вахты формируются исключительно на добровольной основе. Да и едут не все желающие - только лучшие.
Можно сказать, сегодня "Могилевводстрой" имеет свой филиал в Заполярье. В Усинске предприятие купило квартиру. После недавнего ремонта это и офис, и микрогостиница, в которой останавливаются командировочные из Могилева. А в местечке Вазей - база. Со своей ремонтной мастерской, комфортабельным общежитием, банькой. В общем, вполне "домашние" условия для 20-50 могилевчан (в зависимости от поры года), которые здесь трудятся.
Работают белорусы творчески, применяют для очистки тундры свои ноу-хау с элементами мелиорации. Сначала прокапывают каналы, в которые струями воды сбивается разлитая нефть. А потом ее, стекающую в одно место, вылавливают и утилизируют. Но сегодня стоит задача не просто убрать нефтяные озера. Еще и благоустроить тундру. И белорусские мелиораторы с этим успешно справляются. Вывозят пропитанный нефтью торф в специальное хранилище, разрабатывают землю, засевают травой. Работа считается выполненной после того, как появились первые всходы. Ежегодно таким образом "возвращают" природе порядка 50 гектаров тундры. За что, надо сказать, могилевским мелиораторам платят вполне приличные деньги. По словам Шкрадюка, лучшим был поза прошлый год. Тогда предприятие заработало 2 миллиона долларов. С началом экономического кризиса российский партнер вынужден был сократить финансирование. В результате в 2009-м получили "всего" около миллиона долларов.
- Но это тоже нормально, - считает Н. Шкрадюк. - Мы по считали, чтобы работать в плюс, нам за год надо получать минимум 700 тысяч долларов. В этом году будет намного больше...
Когда могилевское предприятие пришло в Заполярье, там работало еще 5 аналогичных фирм. Но белорусы своим качеством работ многих потеснили. Сейчас у могилевских мелиораторов остался всего один конкурент. Да и он потихонечку сдает позиции. А могилевчане наращивают обороты. Уже третий год подряд выигрывают тендер на содержание местных дорог. Зимой чистят от снега проезды к скважинам, различным производственным объектам. Утилизируют старые скважины. В общем, всегда при деле.
- Работа на Севере, - говорит Н. Шкрадюк, - позволяет нам не только зарабатывать достаточно солидные деньги, но и создавать рабочие места. И это по нынешним временам очень важно.
Вполне возможно, что уже существующая производственная площадка белорусов станет плацдармом, с которого Заполярье начнут "штурмовать" и другие могилевские организации. Мелиораторы возили на Север представителей своих партнеров, занимающихся электромонтажными и сантехническими работами. Россияне сказали им однозначно: работа для вас всегда найдется - присылайте людей...