Новый способ перехода через Лену позволит решить проблему ледовых заторов

Строительство железнодорожно-автомобильного моста через Лену, для которого уже проведены изыскания и разработан проект, может не состояться. Вместо моста предлагают вырыть тоннель под рекой.

Это не окончательное решение, но тот факт, что тоннельный вариант был недавно рассмотрен в Москве на представительном совещании с участием президента Якутии Егора Борисова и руководителей федеральных министерств и ведомств, включая заместителя министра транспорта Андрея Недосекова, говорит о многом. Судя по краткому официальному сообщению об этой встрече, в пользу тоннеля были приведены три важных аргумента: удешевление строительства и обслуживания, ускорение сроков строительства и то, что подводный путепровод, в отличие от моста, не будет способствовать образованию заторов на Лене во время ледохода.

Последний фактор имеет очень большое значение. Место, где планируется пересечь реку, - затороопасное. Что может произойти в случае, если весной здесь образуется огромная ледовая пробка, показал нынешний разрушительный паводок, когда выше по течению были затоплены несколько сел, никогда в обозримом прошлом не знавших наводнений. С заторами обычно расправляются с помощью взрывчатки. Но кто возьмет на себя смелость взрывать лед, если он упрется в опоры моста?

Как было отмечено на совещании в Москве, вечная мерзлота не должна стать непреодолимым препятствием при прокладке тоннеля. Непосредственно под руслом реки вечномерзлых грунтов нет, они начинаются в пойменной части. Поэтому необходимо найти такие инженерные решения, чтобы при строительстве и эксплуатации тоннеля не растеплить мерзлоту в пойме: ее оттаивание может привести к просадке и разрушению перехода.

Над всем этим предстоит работать специалистам, а окончательное решение в выборе способа перехода будет принято на уровне правительства страны.

В принципе, идея тоннельного перехода не нова. Более того, в 2005-2006 годах группа якутских ученых рассчитала, что тоннель обойдется в два раза дешевле, чем мост. Но вот парадокс: тогда их наработки были приняты в штыки всеми, кто имеет отношение к форсированию Лены. Министерство транспорта, связи и информатизации Якутии, в частности, выдвинуло контраргументы, из которых следовало: тоннельный переход и его обслуживание обойдутся значительно дороже, а строительство займет гораздо больше времени.

Точных цифр по стоимости тоннеля пока никто не называет, поэтому не стоит гадать, какой вариант дешевле в реальности и почему отношение властей к способу перехода через реку так резко поменялось. Возможно, причиной перемены позиций стал нынешний разрушительный паводок на Лене.

Что же касается проектной цены моста, по которому в соответствии с первоначальными планами в 2012 году уже должны пойти поезда и машины, в течение нескольких лет она неоднократно менялась и всегда - в сторону увеличения. Но даже при максимальной стоимости переход через Лену, по расчетам республиканских властей, должен окупиться за восемь лет, ежегодно позволяя экономить более десяти миллиардов рублей на северном завозе.