Жительница Волгоградской области доказала, что партбилет может влиять на размер пенсии

Суд города Волжский Волгоградской области впервые признал партбилет документом, влияющим на размер пенсии.

Любовь Четникова больше 25 лет проработала на Грозненском хладокомбинате, сначала технологом, потом - начальником кадровой службы. В коллективе ее уважали и по тем, еще советским временам, платили очень достойную зарплату.

Однако в 1997 году женщина с двумя сыновьями вынуждена была бежать из воюющей Чечни и искать работу в хаосе первого российского кризиса. Переехав в съемный домик под Волгоградом, она едва смогла устроиться лаборантом-кладовщиком на Волжскую лесобазу. Денег там платили немного, но хотя бы стаж в зачет шел.

В 2007 году, когда пришло время уходить на заслуженный отдых, пенсию Четниковой насчитали минимальную, потому что грозненский период работы во внимание не приняли. Не помогла даже трудовая книжка, которую опытный кадровик прихватила с собой из Чечни. Чиновники Волжского отделения ПФР объясняли женщине: нужна справка с хладокомбината, подтверждающая доходы того периода. А взять ее Четниковой было неоткуда - предприятие к тому времени разорилось, и архивы его были потеряны.

Тут надо сказать, что среди прочих документов Любовь Михайловна привезла из Грозного партбилет, в котором были скрупулезно учтены ее доходы. Но чиновники в корочку даже не заглянули, вновь и вновь отправляя Четникову за справкой. Знакомые советовали Любови Михайловне прикупить ее в Чечне втихую, но на такой обман государства пожилая женщина пойти не могла, поэтому решила избрать законный способ доказать свое право на достойную пенсию - обратиться в суд.

- Мне посоветовали потребовать признания партбилета документом, подтверждающим уровень моей зарплаты за время работы в Грозном, - объяснила "РГ" Любовь Михайловна.

Фемида встала на ее сторону, создав прецедент по признанию партбилета документом, подтверждающим доход. Благодаря решению Волжского суда у многих беженцев из Чечни, которые получают мизерные пенсии только потому, что не могут подтвердить свои прошлые заработки справками с давно несуществующих предприятий, появился шанс доказать свою правоту.

Что касается самой пенсионерки, то с положительным решением Волжского горсуда она пошла в местное отделение Пенсионного фонда, и спустя две недели получила оттуда известие: ее пенсию увеличили на 182 рубля!

Как же получилось, что, отработав 37 лет, Любовь Четникова заслужила право лишь на минимальную пенсию в пять тысяч рублей? И даже подтверждение стажа и доходов по партбилету не привело к столь важному для нее увеличению пенсии? К сожалению, на эти вопросы она так и не получила ответа. Но спорить с государством больше не собирается. Чтобы обеспечить себе дополнительный заработок, пенсионерка теперь моет полы в коррекционном интернате по соседству за три тысячи рублей в месяц - так хватает не только на квартплату, но и на еду.

Комментарий

Николай Расолько, юрист:

- Ни в одном из российских законов прямо не указывается, какие документы могут заменить справки с места работы, если их невозможно получить. Правда, есть письмо самого Пенсионного фонда РФ, которое называет в качестве возможной замены партийные, комсомольские, профсоюзные билеты. Однако оно носит рекомендательный характер, действует на усмотрение региональных отделений фонда и, как показывает практика, обычно не применяется. Так что только решение суда может обязать ПФР принять во внимание партбилет или другой заменяющий справку документ. Что и произошло в случае с Любовью Четниковой.

Кстати, если она не согласна с результатами пересчета по партбилету и считает, что ее высокие заработки опять не приняты во внимание, она может снова обратиться в суд с требованием выбрать в партбилете самую высокооплачиваемую "пятилетку" и в судебном решении определить среднемесячный размер заработка за этот период. Тогда будет легче проконтролировать расчеты ПФР и удостовериться, что пенсия рассчитана верно.