28.07.2010 23:56
    Поделиться

    Развитию малой энергетики в Свердловской области препятствует бессистемность законодательной базы

    Основное препятствие на пути малой генерации - бессистемность законодательной базы

    Еще три года назад призрак энергодефицита вовсю бродил по Среднему Уралу. Спад производства, ставший следствием кризиса, дал некоторую передышку, однако эксперты прогнозируют: к 2013-2014 годам развитие промышленности напрямую будет связано с наличием свободных энергомощностей.

    На этой почве вызрел ряд региональных программ, нацеленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, среди которых и трехлетняя программа "Малая энергетика". Она предусматривает повышение энергетической эффективности отдельных предприятий и объектов социальной сферы Свердловской области за счет создания собственных генерирующих мощностей. В прошлом году было подписано соглашение между областным Союзом промышленников и предпринимателей, Агентством по развитию малой энергетики и одним из уральских банков. В ближайшие дни запускается первый проект - энергоблок мини-ТЭЦ мощностью 500 киловатт на одном из предприятий Екатеринбурга.

    Предполагается, что до 2012 года в рамках "Малой энергетики" будет реализовано более 30 инвестиционных проектов суммарной мощностью 40-65 МВт и общей стоимостью порядка двух миллиардов рублей. Срок внедрения одного такого проекта (с учетом времени на проектирование) составит от восьми до 15 месяцев. Окупиться станция должна за два-три года.

    Во всем мире малая энергетика успешно развивается параллельно с "большим братом" - централизованной энергетикой. Так, например, в Германии порядка 20 процентов выработки энергии приходится на локальные установки, а одним из обязательных условий при вступлении в ЕС является наличие в государстве малой генерации в объеме не меньше 12 процентов.

    В России сегодня этот показатель не превышает полутора процентов. При этом, по словам Николая Смирнова, заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области, суммарная потребность предприятий в объектах малой энергетики - от 600 до двух тысяч мегаватт. Это порядка 20 процентов от суммарной установленной мощности региональной энергосистемы. Но это в идеале. Практические планы значительно скромнее: если программа будет реализована полностью, на малую генерацию придется около 0,7 процента.

    Собственники предприятий, где уже внедряются проекты малой генерации, прибегают к простой арифметике: один киловатт собственной энергии стоит примерно рубль. При этом централизованная энергосистема, так называемая большая энергетика, предлагает тариф для промышленных потребителей в три-четыре раза выше. И это не предел. В январе будущего года состоится полный переход с регулируемого на оптовый рынок электроэнергии. По прогнозам Министерства энергетики РФ, это приведет к 15-процентному повышению тарифов для населения. Для промышленных потребителей рост может составить порядка 30 процентов.

    Есть у малой энергетики и еще одна проблема: технологическое присоединение к сетям. По сегодняшним тарифам необходимо заплатить порядка 20 тысяч рублей за киловатт. Если есть потребность в мощности 0,5 мегаватта и выше, то придется выложить уже десять миллионов. Это сопоставимо со стоимостью внедрения малой генерационной установки.

    Кроме того, эксперты считают, что при нынешнем износе генерирующего и сетевого оборудования (до 80 процентов) надежнее жить на всем своем. Ближайшее будущее они связывают с так называемыми островными электростанциями, не имеющими выход в общую систему электроснабжения. Как правило, это газопоршневая или газотурбинная когенерационная установка мощностью до нескольких мегаватт, которая снабжает предприятие электричеством и теплом. По мнению специалистов, островные станции могут дать толчок для развития промышленности там, где нет энергетических центров и сетей, где наблюдается дефицит мощностей.

    Однако пока основное препятствие на пути малой генерации - отсутствие четкой законодательной базы: в России попросту нет системного подхода к развитию малой энергетики. Разрозненные документы не объединены комплексной программой.

    - На местном уровне решением проблемы стало бы появление регионального закона, - считает Александр Евпланов, научно-технический руководитель программы "Малая энергетика". - В федеральной комиссии по модернизации экономики есть целый отдел по локальной генерации. У нас пока только создана рабочая группа по развитию малой генерации при комитете по энергетики Союза промышленников и предпринимателей. Кроме того, действующее законодательство содержит существенное количество норм, сдерживающих инвестиции в объекты малой генерации. Например, когда внедряли пилотную газопоршневую станцию, пришлось оформить несколько сотен различных документов и справок, прежде чем пуск был разрешен. Причем ряд инструкций не менялся с 60-х годов прошлого века.

    По словам специалистов, для массового развития малой генерации необходима также система льгот и субсидий. Например, в США предприятие - собственник мини-ТЭЦ может рассчитывать на снижение ряда налогов до 50 процентов.

    Наконец, внедрение проектов малой энергетики невозможно без технологического перевооружения самого производства: мало толку монтировать продвинутые установки, если трубы дырявые. А процесс модернизации у многих предприятий находится только в стадии замысла.

    Поделиться