Что мы пьем? Корреспондент "РГ" вместе со специалистами "Мосводоканала" побывал на Истринском водохранилище - в том самом месте, откуда вода поступает в краны москвичей.
На берегу - обычный пляж, полно отдыхающих. А значит, и мусор: волны смывают с песка пластиковые бутылки, окурки, надкушенные яблоки... Специалисты успокоили: прежде чем попасть в кран, вода пройдет не одну стадию очистки.
Откуда водичка?
Кто не знает, тому сообщаем: централизованное водоснабжение Москвы и окрестностей идет через так называемые поверхностные водоисточники. Да-да, ни о каких артезианских скважинах нет и речи, этим балуются в основном дачники. В дома москвичей вода поступает из Москворецко-Вазузской и Волжской водных систем, в которые входят 13 водохранилищ и тракты подачи воды - река Москва с притоками и Канал имени Москвы. Вся система занимает около 55 тысяч квадратных километров и расположена на территории Москвы, а также Московской, Смоленской и Тверской областей. Такой охват объясняется просто: мегаполис большой, потребляет много воды, поэтому и запас должен быть большой.
Жители разных районов Москвы пьют разную воду. На северо-западе, западе и юго-западе города это вода из Рузского, Истринского, Можай ского водохранилищ (Москворецко-Вазузской системы), которая поступает на Рублевскую, Западную и Юго-Западную станции водоподготовки. А вода из Учинского, Пестовского, Пяловского водохранилищ, реки Клязьма (Волжская система) через Северную и Восточную станции попадает в краны жителей севера, северо-востока, востока, юго-востока и юга города..
Вода из Москвы-реки и Волги - разная на вкус. Но и та и другая, как уверяют специалисты, соответствует Санитарным правилам и нормам, а также показателям по эпидемической безопасности, химсоставу, а также по запаху, цвету, мутности и привкусам.
Озон вместо хлора
Доводят воду до потребительского вкуса специалисты МГУП "Мосводоканал".
- Вода в столице очищается классическим способом: сначала отстаивается в песчаных фильтрах, где осаждаются поверхностные загрязнения, потом ее осветляют в отстойниках и затем уже обеззараживают хлорсодержащими реагентами, - поясняет "РГ" начальник отдела водоисточников "Мосводоканала" Александр Карпушенко. - В 2003 году мы начали эксперименты по снижению содержания хлора в воде. За эти годы его концентрация уменьшилась в два раза.
В последние годы на Рублевской и Юго-Западной водопроводных станциях воду "просвечивают" озоном (метод озоносорбции). Здесь же дополнительно установлены угольные фильтры. В ближайшие годы такие системы появятся на всех станциях водоочистки.
В чрезвычайных ситуациях сильно загрязненную воду чистят марганцовкой и активированным углем. Так, прошлой зимой в реку Маглушу (она впадает в Истру) поползли многолетние залежи птичьего навоза Глебовского птицеводческого объединения, и содержание вредных бактерий в воде Маглуши увеличилось в 17 раз. Прокуратура и милиция заставили предприятие вывезти часть отходов, но оставленное на берегах по-прежнему портит воду.
О том, какая вода придет на станцию водоподготовки, сотрудники узнают за три-пять дней. Гадалки и осьминоги, предсказывающие будущее, тут ни при чем. На реках и водохранилищах, входящих в систему водоснабжения и водоотведения города, работает система мониторинга: семь станций, расположенных на воде, передают данные о качестве воды на диспетчерские пульты предприятия в режиме реального времени. Первые пробы берутся почти за сто километров от Москвы, чтобы через 2-3 дня, когда эта вода подойдет к городу, быть готовыми к экстренным мерам.
Загрязняющие отдыхающие
Однако не только птицефабрики и сельхозпроизводства угрожают качеству воды.
- Вот посмотрите: палатки, рядом - мусор, который никто даже в пакет не собрал, - сокрушается начальник Истринского гидротехнического узла Юрий Гусев. - К упальный сезон воде явно не на пользу: пляжи из-за жары сегодня перенаселены, мусора стало больше, а значит в воде остается меньше кислорода, она цветет, теряет полезные свойства.
Проехавшись по водохранилищу на катере, мы увидели по берегам многочисленные коттеджи и деревянные постройки.
- Бани, сауны, частные дома - это прямая угроза для водоема, - говорит Гусев. - Вот база отдыха "Лазурный берег" строит сейчас баню на понтоне. С ее пуском в водохранилище начнут попадать биогенные элементы, а лет через 5-7 качество воды неизбежно ухудшится. Поэтому мы уже подали заявление в Истринскую прокуратуру.
Чем дороже очистка - тем дороже вода для потребителя. Впрочем, как уверяет руководство "Мосводоканала", даже если источник сильно загрязнен, качество водопроводной воды будет в норме.
"Горячая линия" ГУП "Мосводоканал": (499) 763-34-34 (круглосуточно).
Станислав Храменков, генеральный директор "Мосводоканала":
За последние пять лет стандарты и технология очистки воды менялись 11 раз. На вкусе и цвете воды это почти не сказалось, а безопасность выросла. 15 лет назад мы рекомендовали кипятить водопроводную воду. Сейчас - пить сырой, только в такой воде сохраняются все необходимые микроэлементы, витамины. А кипяченая вода - мертвая. Я лично пью только сырую.
Сегодня москвичи стали экономнее во многом из-за того, что в домах появились счетчики, на сегодняшний день ими оборудовано почти 90 процентов жилых многоэтажек столицы.
Но сейчас я призвал бы москвичей относиться к воде еще бережнее. Ведь из-за жары в городе ее тратится каждые сутки на 280 тыс. кубов больше, чем в это же самое время 2009 года. Пока резервов хватает, но из водохранилищ ежедневно испаряется 5-6 миллиметров воды в сутки, за месяц воды становится меньше на 15 сантиметров. Чтобы удержать ее на уровне, в систему водохранилищ сбрасывается санитарный расход воды. Если дождей не будет до 1 сентября, уровень воды упадет на 1,2 метра, а если до 1 октября - то более чем на 2,1 метра.