Каковы перспективы спорта высоких достижений и массового спорта? Об в этом в беседе с членом президиума Ассоциации юристов России Михаилом Барщевским рассказал заместитель председателя правительства РФ, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков.
Расстрельная должность
Михаил Барщевский: Александр Дмитриевич, по-моему, сегодня отвечать за спорт - это как в советские времена отвечать за сельское хозяйство. Заведомо расстрельная должность. Зачем вам это нужно?
Александр Жуков: Вы, наверное, имеете в виду спорт высших достижений? Действительно, все следят за успехами наших спортсменов, переживают поражения, ищут виноватых. Но спорт - понятие более широкое. Олимпийские игры, чемпионаты мира - это только верхушка айсберга. А то, за что я отвечаю, связано, в первую очередь, с массовым спортом и здоровым образом жизни. Эта составляющая гораздо важнее. Состояние физической культуры в стране отражается на всем - на здоровье людей, их трудоспособности, настроении, продолжительности жизни. Нужно создавать условия, при которых люди могли бы заниматься спортом. Следует изменить отношение ко многим чрезвычайно важным вопросам в сфере массового спорта. Прежде всего к школьному спорту. К сожалению, за 90-е годы в большинстве наших школ обветшали спортзалы, пришел в негодность инвентарь, уроки физкультуры перестали быть привлекательными. В прошлом году мне стоило немалых усилий добиться, чтобы в школах ввели третий урок физкультуры.
Барщевский: А когда вы окончили школу, у вас по каким видам спорта были разряды?
Жуков: Я был кандидатом в мастера по шахматам и перворазрядником по фигурному катанию. И, конечно, мы все играли в футбол, волейбол, баскетбол. Но для современной школы нужны новые стандарты: полноценные спортивные сооружения, пришкольные стадионы, спортзалы, бассейны. Школы должны стать спортивными центрами, и не только для школьников.
Барщевский: Хорошо, как вице-премьер вы отчитались. А как президент Олимпийского комитета, откуда вы возьмете первые места в спорте, если во всем остальном - уровне жизни, доходе на душу населения, продолжительности жизни - мы ближе к "сотым" странам?
Жуков: А кто сейчас, как вы думаете, на первом месте в спорте высших достижений?
Барщевский: С моей точки зрения, американцы и немцы.
Жуков: Нет, на первом месте китайцы. А ведь они и по уровню жизни, и по доходам на душу населения, и многим другим показателям находятся в разы ниже развитых стран. То же можно сказать о кенийских и эфиопских стайерах, которые бегают быстрее всех, а живут в отсталых странах. Нет прямой зависимости между уровнем экономики и результатами в спорте. Скорее, успехи в спорте высших достижений зависят от поддержки государства и спортивных традиций в стране. Кстати, за последние 10 лет в России стабильно росли и экономика, и доходы населения, и продолжительность жизни. По вашей логике, наши достижения в спорте должны были бы улучшаться. Но, к сожалению, результаты Олимпиады в Ванкувере оказались хуже, чем в Турине. Чтобы бороться за первые места, нужна серьезная системная подготовка спортсменов к главным соревнованиям. У нас много потенциально сильных спортсменов, которые при современной методике подготовки - новых спортивных базах, передовой медицине, правильном питании, продуманной индивидуальной системе подвода к пиковой форме именно к соревнованиям - безусловно, смогут добиться желаемых результатов. В Олимпиаде участвуют спортсмены примерно одинакового уровня, и побеждает тот, кто опережает соперника на десятые доли секунды. В этом решающую роль играет продуманная система подготовки.
Бедные, но лучшие
Барщевский: Я обратил внимание, что великими спортсменами становятся, в основном, те, кто вырос в очень бедных семьях. Потому что для них это единственный способ пробиться, некий социальный лифт. У нас же сегодня все спортивные секции платные и для бедных недоступны. Думаю, без целевых дотаций государства детям из бедных семей, которые будут мотивированы потом ломать себя в спорте высоких достижений, мы ничего не добьемся.
Жуков: Действительно, сегодня, чтобы частным образом обучать ребенка некоторым видам спорта, нужны серьезные средства. Но не следует забывать, что у нас сохранилась и эффективно действует система детско-юношеских спортивных школ. В них занимаются почти 3 миллиона 280 тысяч детей и преподают 65 тысяч работников тренерского состава. Расходы на спортшколы, которые содержатся за счет регионов и муниципалитетов, составляют более 45 миллиардов рублей. Эту систему обязательно нужно поддерживать и развивать.
Чрезвычайно важно, что возрождаются массовые детские соревнования, прежде всего такие, как "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Белая ладья". Появились и новые: "Серебряная корзина", соревнования среди школьных команд по баскетболу, и "Серебряный мяч" - по волейболу, проводятся общероссийские детские состязания по мини-футболу. В "Кожаном мяче" в прошлом году приняли участие более полумиллиона детей, в "Золотой шайбе" - 200 тысяч, в соревнованиях по мини-футболу - 400 тысяч.
Барщевский: Основная ваша тема это все-таки "социалка". Уж простите за неприятный вопрос, но что же мы так с пенсионерами пошутили? Подняли с 1 января им пенсию на 25 процентов и ЖКХ на 25 процентов. То есть фактически отдали бюджетные деньги энергетикам, только не напрямую, а через пенсионеров.
Жуков: Цифры не совсем такие, даже совсем не такие. За прошлый год общее увеличение трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению составило около 43 процентов. По сравнению с любой другой страной факт беспрецедентный. Что касается ЖКХ, действительно, в этом году была установлена максимальная планка увеличения тарифов - 25 процентов. Тем не менее индекс потребительских цен, в том числе на услуги организаций ЖКХ, оказываемые населению, в июне по отношению к декабрю прошлого года в целом по стране увеличился на 12,4 процента. То есть все-таки рост пенсий оказался более существенным. К тому же семьи, в доходах которых платежи за ЖКХ превышают 22 процента, могут получать субсидии. Но в одном вы правы: рост тарифов на коммуналку - очень чувствительная тема для пенсионеров.
Барщевский: Вы - "единоросс" со стажем и были далеко не последним человеком в партии еще до прихода в правительство. Не боитесь, что люди станут уходить из партии не потому, что не согласны с проводимым ею курсом, а потому, что парламент и партия становятся местом не для дискуссий?
Жуков: Парламент и внутрипартийная дискуссия как раз для того и существуют, чтобы обсудить и выявить общую, для всех приемлемую точку зрения. Я считаю, в партии следует обсуждать любые вопросы, высказывать свое мнение. Я, например, так всегда и делаю.
Барщевский: Вы не совсем обычный чиновник, прямо вам скажу. И даже объясню почему. Вы улыбаетесь. Почему вы не идете в публичную политику?
Жуков: Я четыре раза избирался депутатом Госдумы.
Барщевский: Когда я говорю о публичной политике, я имею в виду партийную деятельность. У нас публичные политики, не считая президента и премьера, которые обладают особым статусом, это Миронов, Грызлов, Жириновский, Зюганов, Немцов, пытается быть Касьянов.
Жуков: С 1993 по 2004 год, работая в Госдуме, я участвовал в публичной политике, занимался партийным строительством. Но сейчас меня больше привлекает деятельность, нацеленная на конкретный результат. Я занимаюсь нацпроектами, здравоохранением, социальной политикой, образованием, культурой, и почти в каждой области за последние годы достигнуты зримые результаты, за которые мне не стыдно.
Барщевский: Так сложилось, что у меня почти 80 процентов друзей - врачи. И когда ввели квотирование на операции, все они в один голос заорали, что идиоты наверху убивают медицину. Прошло полгода, и они же стали говорить, что эта схема реально работает. Вот демонстрация того, что все воспринимается в штыки.
Жуков: Таких примеров множество. Помните, когда предлагали ввести материнский капитал, родовой сертификат, многие говорили, что это ерунда, никогда материальным стимулированием рождаемость не увеличить. На самом деле материнский капитал сыграл заметную роль в повышении рождаемости. А родовые сертификаты позволили снизить материнскую и детскую смертность. Это, кстати, конкретные результаты работы, которая приносит мне удовлетворение.
Если вернуться к теме спорта, то и здесь, чтобы привлечь молодежь, нужны яркие победы наших спортсменов. Думаю, отличным результатом было бы попадание в тройку в Лондоне и победа на Олимпиаде в Сочи в командном зачете.
Барщевский: Если мы попадем в тройку в Лондоне и выиграем в Сочи, это будет заслуга наших спортсменов-олимпийцев?
Жуков: Конечно.
Барщевский: А если это не произойдет, то вина Жукова?
Жуков: Это не важно. В любом случае мы должны сделать все возможное для того, чтобы обеспечить нашим спортсменам наилучшие условия подготовки.
Детские игры на Совете
Барщевский: Что вас больше всего беспокоит не как вице-премьера, а как человека?
Жуков: То, чем сейчас очень плотно занимается государство, - коррупция. Без решения этой проблемы невозможно добиться серьезных успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, нигде.
Барщевский: А положение стариков вас устраивает?
Жуков: Положение стариков не устраивает. Для того чтобы решить эту проблему, мы осуществляем целый комплекс действий. Например, приняты важные решения по предоставлению жилья ветеранам войны. Это долг, который надо было отдать. Сейчас мы работаем над программой "Доступная среда". Тем много...
Барщевский: Детский спорт?
Жуков: Тоже вопрос важный, мы им вплотную занимаемся. Утверждена программа по детскому спорту. Скоро будем рассматривать весь комплекс вопросов на Cовете по спорту при президенте.