29.07.2010 23:10
    Поделиться

    Минприроды: СССР оставил нам в качестве наследства более двух млрд тонн опасных отходов

    Переход к устойчивому экономическому развитию и повышение качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды - мировые тренды последних лет. Как модернизировать систему госрегулирования природоохранной деятельности в России? Станет ли Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года новым эффективным инструментом управления минерально-сырьевого комплекса страны? Об этом - размышления министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева.

    Об отношении к накопленному экологическому ущербу прошлых лет:

    - К сожалению, на протяжении последних практически ста лет вопросы охраны окружающей среды находились в России на обочине внимания государства. Огромная территория и уникальные запасы природных ресурсов позволяли Советскому союзу, а позже России не обращать особого внимания на вопросы экологии.

    Советский союз оставил нам в качестве наследства более 2-х млрд. тонн опасных отходов, устаревшие очистные сооружения, не оборудованные свалки по всей стране.

    К накопленному экологическому ущербу прошлых лет меры государственного регулирования не эффективны. Здесь нужна просто генеральная уборка.

    Минприроды России впервые провело работу по инвентаризации наиболее опасных мест загрязнения. Выявлены 194 горячие экологические точки. Определены 6 пилотных проектов для отработки технологий ликвидации накопленного ущерба.

    Мы были готовы к началу этой работы уже в 2009 году, но, к сожалению, из-за кризиса, финансирование так и не было открыто.

    К 2012 году минприроды России будет подготовлена ФЦП "Экологическая безопасность России", в которую мы планируем заложить необходимые средства. В то же время при условии минимального стартового финансирования мы готовы начать эту работу уже в этом году.

    Об экологической ситуации в России:

    - Сегодня ситуация по выбросам в воздух, сбросам в воду и образованию отходов в целом стабильна, даже есть некоторая тенденция к снижению.

    К примеру, в 2008 году выбросы в воздух составили 36,4 млн. тонн, а в 2009 - 34, 6 млн. Сбросы в воду - 17,1 куб. км и 16,3 соответственно. Показатели по образованию отходов: 3817 млн. тонн в 2008 году и 3626 млн. тонн в 2009.

    Тем не менее, очевидно, что эти тенденции связаны скорее с кризисом, чем с эффективностью госрегулирования.

    О промежуточных итогах работы министерства:

    -Два года назад, в июне 2008 года все функции и полномочия государственного регулирования охраны окружающей среды были переданы в систему минприроды России. В названии министерства появилось слово "экология". Что сделано за прошедший период? Разработано и принято более 100 нормативных актов, способных ликвидировать пробелы законодательства, устранить административные барьеры и решить накопившиеся острые вопросы охраны природы.

    Но работа по совершенствованию устаревшей законодательной базы не может привести к принципиальному улучшению госрегулирования. Поэтому нашим министерством подготовлены системные решения, которые позволят осуществить переход России к устойчивому развитию и избежать неумеренного использования природных ресурсов.

    Эти решения оформлены в законопроекты, полностью гармонизированы с лучшим мировым опытом в области охраны окружающей среды.

    О возрождении экспертизы для особо опасных объектов:

    - В процессе борьбы с административными барьерами в 2007 году был практически ликвидирован институт экологической экспертизы. В итоге экспертиза сохранилась только на объектах, расположенных в особо охраняемых природных территорий, на море и на континентальном шельфе.

    Сегодня нами подготовлен, согласован с федеральными органами исполнительной власти и направлен на заключение в Минюст законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс РФ. Проект направлен на восстановление экспертизы для экологически особо опасных объектов. Предлагается, прежде всего, установить обязательные требования к экологически опасным предприятиям по контролю количественных и качественных показателей выбросов.

    О модернизации системы нормирования:

    - Система нормирования - один из самых важных инструментов государственного регулирования в сфере экологии. Сегодня она основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. С одной стороны система предъявляет избыточно жесткие требования - нормируются более 2000 загрязняющих веществ, с другой стороны - субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит. Такая конструкция законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие. Добавлю, что ставки этих плат не индексировались 20 лет. Штрафы за нарушение природоохранного законодательства минимальны и до сих пор составляют 3 - 5 тыс. рублей.

    В качестве базового принципа новой системы нормирования в России предлагается переход на систему наилучших из существующих доступных технологий - НДТ. Этот принцип взят за основу нормирования экологически опасных предприятий во всем мире.

    В этой связи считаем целесообразным разделить все предприятия в России на группы по степени воздействия на окружающую среду. Сегодня из миллиона российских предприятий всего лишь около 300 тыс. плательщики за наносимый вред окружающей среде. Из них особо экологически опасных, оказывающих 99% всего негативного воздействия - около 11 тысяч. Из этих 11 тысяч двести, в свою очередь - самые крупные загрязнители. Они дают половину всех выбросов в воздух и сбросов в воду загрязняющих веществ. Наша задача по отношению к остальным - снять административные барьеры и по возможности уменьшить количество справок и бумаг. Таким образом, для предприятий с незначительным воздействием вводится декларирование.

    Для следующей группы - с умеренным воздействием утверждаются нормативы по технологически обоснованным объемам воздействия. И, наконец, третья группа предприятий, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду. Для них предлагается переход на принцип НДТ. Чтобы этот принцип заработал надо в течение трех лет составить справочники НДТ, где будут описаны технологические процессы - всего около 6 тыс. Там же, в справочниках будут нормированы показатели выбросов, сбросов, образования отходов... И все это в расчете на единицу произведенной продукции. Причем учитываться будут только экономически доступные технологии, уже внедренные на нескольких предприятиях.

    По нашим оценкам переход на новую систему нормирования займет около 10 лет. Такое же время потребовалось для организации этого процесса в Евросоюзе.

    Об экономических последствиях предложений Минприроды о повышении платы за негативное воздействие:

    - Для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своего производства с целью перехода на НДТ, плата за негативное воздействие увеличится в 2,3 раза к 2011 году и в 3,4 раза к 2016. По прогнозам общий объем годовой платы составит 138 млрд. рублей или чуть более 1% от прибыли предприятий. Сегодня он составляет 18 млрд.

    Необходимо также отметить, что для предприятий, переходящих на НДТ, платежи снизятся на 70%, а после внедрения НДТ уменьшатся в 2 раза.

    О создании эффективной системы экологического мониторинга:

    - Сегодня в нашем распоряжении государственная система мониторинга образца 80-х годов. В нее входят около 5 тыс. пунктов наблюдения с устаревшим лабораторным оборудованием. Ни один из этих пунктов не позволяет проводить контроль в режиме он-лайн. Поэтому модернизация сети мониторинга неизбежна. Соответствующая программа разрабатывается Росгидрометом по поручению Минприроды России. Это позволит обеспечить конституционные права граждан на получение объективной информации о состоянии окружающей среды, создаст необходимую информационную среду для осуществления государственного управления в этой области.

    О реформировании геологической отрасли:

    - В недрах нашей страны содержатся практически все виды полезных ископаемых. По запасам алмазов, газа, никеля, серебра Россия занимает первое место в мире. По углю, золоту - второе, по нефти - четвертое. 53% доходной части федерального бюджета формируется за счет разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. При этом на работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых тратится менее половины процента от общей суммы доходов бюджета.

    Основным документом, регулирующим развитие минерально-сырьевого комплекса, является принятая Правительством РФ в 2005 году Долгосрочная программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 года.

    В 2008 году программа была актуализирована. Основное внимание было уделено воспроизводству полезных ископаемых, наиболее востребованных экономикой страны, а также приняты меры по ресурсному обеспечению крупных инфраструктурных проектов.

    За 5 лет реализации программы было открыто около 500 месторождений минерального сырья. Крупнейшие из них - месторождения нефти имени Савостьянова и Филановского с запасами свыше 150 млн. тонн. Инвестиции в геологоразведку возросли более чем в 4 раза, а доходы государства от продажи участков недр в 12 раз. Количество состоявшихся аукционов увеличилось в 7 раз, поступления от налога на добычу полезных ископаемых - в 6 раз.

    Российская Федерация вышла на расширенное воспроизводство нефти, газа, угля, золота, платиноидов, серебра, никеля. К началу 2010 года запасы нефти стали равны запасам 1990 года. Таким образом, мы наверстали отставание в геологоразведке за предыдущие 15 лет.

    За годы действия Долгосрочной программы средства, полученные только от реализации прав пользования недрами на аукционах, превысили объемы государственных вложений на геологоразведку более чем в 3 раза. При этом, отмечу, в процессе эксплуатации месторождений, бюджет получает в 20 раз больше.

    Подводя итог, можно уверенно сказать, что за прошедшие 5 лет отрасль динамично развивалась, обеспечивая потребности экономики страны. В то же время повышение степени изученности нашей страны, обострение мировой конкуренции в области энергоресурсов ставят перед геологической отраслью все более сложные задачи. Для их решения необходимо совершенствовать сам инструмент воспроизводства минерально-сырьевой базы России как совокупности информационных, научных и сервисных организаций, работающих в данной отрасли. Именно этому посвящена Стратегия развития геологической отрасли России до 2030 года.

    Остановимся на мерах по развитию предпринимательского сектора геологической отрасли. Основной задачей здесь является повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки. В этой сфере существует несколько деформаций, снижающих инвестиционный потенциал отрасли. В соответствии с ФЗ N 58, если инвестор откроет месторождение федерального значения, государство имеет право его изъять, компенсировав фактические затраты и добавив премию за риск. Премия варьируется в зависимости от региона, но в любом случае не превышает 50% от фактически понесенных расходов. Очевидно, что в условиях риска геологоразведочных работ, когда по различным регионам только одна скважина из 5 - 10 является успешной, такое положение существенно снижает инвестиционный интерес.

    Мы предлагаем изменить механизм компенсации, дать инвестору возможность получить на выбор: компенсацию фактических затрат плюс премию за риск от 50 до 100% от понесенных расходов или выплату размером от 50 до 100% от окончательной цены аукциона по продаже прав пользования на открытое месторождение.

    Досье

    Трутнев Юрий Петрович

    Родился 1 марта 1956 г. в Перми в семье нефтяников.

    После окончания средней школы в 1973 г. поступил в Пермский политехнический институт, который окончил в 1978 г., получив специальность горного инженера.

    Во время учебы при прохождении производственной практики работал в НГДУ "Полазнанефть", "Коминефть" помощником бурильщика, оператором по добыче нефти и газа.

    С 1978 г. - инженер, младший научный сотрудник ПермНИПИнефти.

    С 1981 по 1988 г. работал в Пермском городском, областном комитете комсомола, областном спорткомитете.

    В 1988 г. создал и возглавил физкультурно-оздоровительное объединение "Контакт".

    С 1990 г. - генеральный директор предприятия "ЭКС ЛИМИТЕД".

    С 1996 г. - президент АО "Э.К.С. Интернешнл".

    С 1994 г. - председатель комитета по экономической политике и налогам областного Законодательного собрания и депутат Пермской городской Думы.

    С декабря 1996 г. по декабрь 2000 г. глава города Пермь.

    С декабря 2000 г. по март 2004 г. губернатор Пермской области.

    9 марта 2004 г. Указом Президента РФ назначен министром природных ресурсов РФ.

    12 мая 2008 г. Указом Президента РФ назначен министром природных ресурсов и экологии РФ.

    Награжден орденом Почета (1998 г.).

    Среди главных увлечений: спорт (карате кекушинкай, обладатель 5-го дана), автогонки, охота.

    дословно

    Владимир Путин, председатель правительства России

    - Рачительное природопользование, способность создать комфортную и безопасную среду для жизни людей, безусловно, сегодня относятся к важнейшим показателям конкурентоспособности любого современного государства. На решение проблем экологии завязаны такие значимые проблемы, как качество и продолжительность жизни, здоровье людей.

    В ТЕМУ

    11 тыс. предприятий - со значительным воздействием, 290 тыс. - с умеренным, 700 тыс. - с незначительным

    КСТАТИ

    ЖКХ, химпром, нефтехимия, целлюлозно-бумажное производство, энергетика, металлургия - отрасли с наибольшим воздействием на окружающую среду. 4772 предприятия этих направлений деятельности производят вредные выбросы в воздух (причем 50% обеспечивают всего 64 предприятия) и 6073 - сбросы в воду (50% - 110 предприятий)

    ФАКТ

    Правовая основа для реформирования экологического законодательства: Указ президента РФ

    "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности", концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, основные направления деятельности правительства РФ на период до 2012 года

    Поделиться