В России решение проблем охраны окружающей среды и очистки загрязнения нефтепродуктами вышли на президентский уровень. На прошедшем в мае заседании Президиума Госсовета по вопросам экологии прозвучали слова о необходимости внедрения новых технологий в сфере очистки нефти. Во время заседания Президент России Дмитрий Медведев недвусмысленно дал понять, что вопросы экологии "во властных структурах будут звучать все чаще".
Налоговый бонус за усердие
Минприроды России подготовило законодательные предложения по стимулированию предприятий, внедряющих и использующих экологически безопасные технологии, - ведомство предлагает снизить для них плату за негативное воздействие на окружающую среду и дать налоговые послабления, сообщает пресс-служба министерства. В частности, согласно законопроекту, предприятия смогут уменьшать плату за негативное воздействие на природу, вычитая из нее затраты на меры по снижению этого воздействия (но не более чем на 70%). В то же время, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при применении наилучшей существующей технологии исчисляется с применением дополнительного коэффициента равного 0,5. Кроме того, предлагается освобождать предприятия от налогов на имущество, которое используется для внедрения наилучших существующих технологий, уменьшать их налогооблагаемую базу за счет отнесения расходов на приобретение оборудования к материальным расходам, а также ряд других льгот.
Вместе с тем, поправки предполагают ужесточение экономических санкций в случае превышения допустимого воздействия на окружающую среду. За выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, а также размещение отходов производства и потребления, превышающих установленные законодательством нормативы, лимиты потребления исчисляются с применением повышающего коэффициента 25, а с 1 января 2016 года - с коэффициентом 100.
Становление рынка экотехнологий в России может стать одним из наиболее перспективных направлений для инвестирования со стороны государства и крупных частных компаний. Это, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест и развитию новых сфер производства.
Подать, перегнать, довезти
Предприятия топливно-энергетического комплекса России, в том числе по добыче и транспортировке нефти остаются крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы во всем мире начинаются уже на стадии добычи нефтяного сырья и его транспортировки к потребителю. Ежегодно происходит более 60 крупных аварий и около 20 тыс. случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями. За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, у берегов США, о которой сейчас так много говорят.
Наиболее эффективна и экономична транспортировка нефти и газа с места их добычи по трубопроводам. Трубопроводный транспорт включает в себя комплекс различных сооружений: трубопроводы, компрессорные, насосные станции и т.д. 99,5% всего добываемого в России черного золота доставляется с их помощью потребителю. Сеть магистральных нефтепроводов общей раскинулась по стране от Восточной Сибири до западных границ страны, от Ямала до Черного моря.
Действующая сегодня система трубопроводного транспорта начала создаваться в послевоенные годы. Учитывая, что амортизационный срок эксплуатации стальных артерий составляет 33 года, то окажется, что возраст более 50% нефтепроводов превышает этот срок.
Со всей остротой проблема отсутствия эффективного оборудования встала после открытия на северном шельфе ряда новых нефтяных месторождений с повышенным газосодержанием. Возможность транспортирования добываемых углеводородов - нефти, газа и газоконденсата - в места с более благоприятными условиями для переработки позволяет сосредоточить на промысле оборудование, необходимое лишь для добычи. Перевод переработки сырья на побережье центральную платформу или базу способствует ускорению разработки глубоких горизонтов, сложных скважин и глубоководных морских месторождений. Применительно к материковой добыче такая мера позволяет вести работы на удаленных участках, расположенных в промышленно неразвитых районах.
Экологические преимущества перекачки двухфазных потоков особенно наглядны при наличии газового конденсата. Последний подается по трубопроводу в небольших количествах, и это обстоятельство приводит к нецелесообразности существования раздельных систем транспорта вследствие повышенных расходов. Передачу двухфазных потоков можно применить также для подачи небольших количеств попутного газа, добываемого на малых месторождениях, где нефть имеет низкий и средний газовый фактор, что также не оправдывает содержание раздельных систем.
Создание и внедрение многофазных насосов позволяет успешно решать экологические задачи без проблем осуществляя перекачку нефти с газовой фазой. Соответственно отпадает необходимость применения устройств, регулирующих поток нефти, а также сепараторных и газоперекачивающих станций. Применение многофазных насосов можно рекомендовать и в случаях, когда на скважине ожидаются непредвиденные условия (пик давления или внезапный приток жидкости). Экологическая безопасность и экономическая эффективность добычи нефти при использовании многофазных насосов значительно повышается по сравнению с традиционной технологией благодаря возможности утилизации полученного газа, поскольку сегодня попутный газ из скважины сжигают, а это ценное сырье для химической промышленности и высококалорийное топливо.
По совету местных
Уникальные решения по очистке и переработке нефтяного шлама были представлены на восьмом Нефтегазовом Конгрессе, который прошел в Москве июня этого года. Предложение выглядит очень актуальным на фоне обсуждения правительством РФ вопросов по защите окружающей среды. Новая технология была представлена президентом MОG Геннадием Маном в докладе, с которым он выступил на Конгрессе.
По словам Мана, проблема состоит в том, что в почву и воды в процессе добычи, переработки и транспортировки попало (по последним данным) до 150 млн тонн нефти. На борьбу с последствиями "разливов" из бюджета выделяются огромные средства. Однако в корне решить проблему пока не удается. Здесь нужны комплексные программы. Одна из таких программ успешно действует на Ямале. Она называется "Экологические соменеджеры". По словам представителя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сергея Худи, суть проекта состоит в активном участие коренных народов Ямала в решении экологических задач, связанных с промышленным освоением полуострова. В первую очередь - с предстоящей разработкой "Газпромом" Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Напомним, к освоению крупнейшего месторождения Ямала - Бованенково "Газпром" планирует приступить уже в третьем квартале 2012 года.
Программа реализуется "Газпромом" и его подрядными организациями. Все предложения и замечания коренных жителей полуострова фиксируются и, как правило, учитываются. Например, местные жители иногда говорят, что в таком-то радиусе от водоема карьер копать не следует, поскольку это может сказаться на условиях обитания озерной рыбы. Как говорят в "Газпроме", газовики и строители прислушиваются к этим советам. Также согласовываются с оленеводами маршруты оленьих переходов через основную транспортную магистраль - железную дорогу Обская-Бованенково. Естественно, привлекаются к экологическому сотрудничеству и научные организации - российская Академия естественных наук, специалисты арктического центра из Финляндии.
При выполнении строительных работ подрядные организации "Газпрома" используют современные экотехнологии, научные разработки , позволяющие защитить от техногенного воздействия пласт вечной мерзлоты, спасти от разрушения почвенный слой тундры, учитывают опыт зарубежных коллег. Например, при разработке карьеров применяется гидронамыв песка, позволяющий отказаться от взрывных работ и уберечь тундру от жесткого техногенного воздействия. По примеру финских коллег, большинство строящихся объектов сегодня огораживаются красивым забором, чтобы строительный мусор не летел за территорию стройки.