В Брянской и Орловской областях сокращают дотационность бюджетов

В Брянской и Орловской областях приступили к сокращению дотационности бюджетов.

По уточненным прогнозам, доходы казны Брянщины будут увеличены в этом году на 2,8 миллиарда рублей. Правда, только 303 миллиона из них - средства областной экономики, все остальное - федеральные.

Проблема бюджетной дотационности стоит перед регионом уже давно. В прошлом году удельный вес собственных доходов составил 40,5 процента, снизившись за год почти на четыре процента. Естественно, такой перекос сужает возможности властей развивать те или иные сферы экономики. Однако, как сообщила замгубернатора Елена Локтикова, в последние месяцы появились и признаки выздоровления предприятий. Сокращается количество безработных, постепенно уходит в прошлое такое явление, как неполная занятость:

- Налог на доходы физических лиц будет увеличен на 241 миллион рублей. Темпы, отраженные в прогнозах, были занижены, но сейчас экономика крепнет и мы видим, что поступления выше, чем предполагалось. Вырос на 163 миллиона рублей и объем акцизов - за счет деятельности спиртовиков и пивоваров.

Однако сумма налога на прибыль сократится сразу на 147 миллионов рублей. Дело в том, что один из крупных налогоплательщиков региона - нефтепровод "Дружба" - существенно уменьшил прогноз на прибыль и этот минус остальная экономика не перекрывает. Урок поучителен: надежда только на гигантов ошибочна. Даже если они не снижают эффективности работы, их руководство может принять решение, скажем, о перераспределении доходов между своими структурами. На этом область уже не раз обжигалась, когда теряла часть налогов тех же связистов или железнодорожников - оставаясь в области, они начинали делать отчисления в бюджет другого региона.

По словам Елены Локтиковой, все субсидии и субвенции уже поступили или вот-вот поступят из федерального бюджета. Один из самых крупных расходов - 575 миллионов рублей - будет связан с приобретением жилья для участников войны. Но не все перечисления вызывают одобрение законодателей. Так, некоторые депутаты областной Думы удивлены, что из казны вновь собираются выделить деньги региональной продовольственной корпорации. Эту фирму создали для того, чтобы она помогала сельскому хозяйству, но каждый год помощь требуется ей самой.

Как показывает практика, нельзя рассчитывать на пополнение казны лишь за счет эффективной работы промышленных гигантов

- Да, это проблема, - согласна Елена Локтикова. - Но мы все же поддержали просьбу. Правда, речь идет не о дополнительных средствах из бюджета, а о перераспределении финансов. Областной комитет по сельскому хозяйству снимает 20 миллионов рублей со своей программы. А если этого не сделаем - проблемы усугубятся. Банки предъявят штрафы, поскольку корпорация не сможет погасить кредиты, а регион выступает по ним гарантом.

Пока власти не предложили программы оздоровления таких предприятий, как продовольственная корпорация. И хотя латание дыр не может продолжаться бесконечно, за счет казенных средств предложено спасать и ипотеку.

- Ипотечная корпорация достраивает дома в Брянске и Карачеве, но не проданы еще 163 квартиры. С другой стороны, велика очередь бюджетников, которые нуждаются в жилье. Чтобы ввести здания в эксплуатацию, нужно 168 миллионов рублей. Мы предложили 30, исходя из возможностей бюджета, - сообщила Елена Локтикова.

И все же эти перечисления ничтожны по сравнению с поддержкой более двухсот муниципальных бюджетов. Пока именно они остаются главной дырой областной экономики. В прошлом году уровень дотационности районов превышал 70 процентов. Кроме того, региональную казну уже несколько лет подряд отягощает государственный долг. Он составляет около шести миллиардов рублей, то есть почти 60 процентов собственных доходов.

А в Орловской области впервые в этом году отмечен рост инвестиционной активности. Согласно данным областного департамента экономики, индекс физического объема инвестиций достиг отметки 82 процента к прошлогоднему уровню. Специалисты называют это индикатором оживления экономики. И хотя показатели пока более чем скромные даже по сравнению с "кризисным" 2009-м, они все же выше, чем несколько месяцев назад. Например, январь в этом отношении выдался провальным. Тогда индекс объема инвестиций составлял всего 59 процентов по сравнению с показателем годичной давности.

- Реализация значимых инвестиционных проектов на территории области должна обеспечить в нынешнем году создание не менее 1,7 тысячи рабочих мест и гарантирует поступление более 900 миллионов рублей налоговых платежей в муниципальные и региональный бюджеты, - рассказал зампредседателя облправительства Юрий Парахин. - За счет всех источников финансирования будет освоен 21 миллиард рублей инвестиций в основной капитал, что составит 105,5 процента к уровню 2009 года.

Большую надежду власти возлагают на региональный экономический форум, который пройдет осенью. К этому времени каждый муниципалитет должен подготовить паспорт инвестиционной привлекательности. В них будет включена информация о свободных земельных участках и производственных площадках, льготах и преференциях, которые готовы предоставить инвестору власти, а также бизнес-идеи от местных предпринимателей.

Кстати, последние недавно приняли участие в необычном исследовании. Им предложили ответить на вопрос: "Какие основные проблемы, по вашему мнению, мешают интенсивному притоку инвестиций в Орловскую область?" Ровно треть опрошенных назвала "сформированный в прошлые годы коррупционный имидж региона". Около 20 процентов респондентов посчитали, что притоку инвестиций мешают "недостаточно благоприятный бизнес-климат и административно-бюрократические барьеры". Многие упомянули и "неприспособленность имеющихся производственных площадей под новые инвестпроекты".

А как у соседей

В Костромской области власти рассчитывают увеличить поступления в региональный бюджет за счет повышения ставок транспортного налога. Он исчисляется в зависимости от мощности двигателя. Владельцы автомобилей платят сейчас от 11 до 100 рублей за каждую лошадиную силу, катеров, моторных лодок и гидроциклов - от 20 до 210.

Для хозяев малолитражек, а также мотоциклов и машин старше десяти лет ставку и коэффициент налога планируют не менять - соответственно 11 рублей и 2,2. А, например, для более свежих автомобилей с двигателем мощностью от 250 лошадиных сил ставка может вырасти в 1,5 раза - до 150 рублей, коэффициент - с 3,3 до 5. Впрочем, по данным директора облдепартамента финансов Александра Камкина, даже с учетом повышения ставка остается одной из самых низких в ЦФО. При этом поступления в бюджет могут увеличиться на 69 миллионов рублей.

Законопроект о повышении транспортного налога в областную Думу вносили еще весной, но тогда он был отклонен. Депутаты опасались, что непопулярная мера вызовет массовые протесты автомобилистов. Однако власти надеются, что дифференцированный подход позволит этого избежать.