02.08.2010 23:40
    Поделиться

    Развитие туристических брендов позволит удвоить поток туристов в Кострому

    Власти Костромы и области одобрили программу развития нового регионального туристического бренда. Авторы замахнулись на объявление города ни много ни мало - "Душой страны".

    Вместе с этим в Костроме планируют создать федеральный центр российской истории, культуры и духовности. Предполагается объединить в один комплекс все достопримечательности, монастыри, музеи города и региона. Предусмотрена и модернизация местных музеев до уровня мировых стандартов. Как рассчитывают власти, это обеспечит дополнительный приток туристов, а с ними - денег в казну.

    Костромская программа разработана по аналогии с одобренным на самом высоком уровне проектом Национального центра "Победа" в Волгограде и представляет собой генеральный план развития города на ближайшие десять лет.

    В числе первых шагов в ее реализации - облагораживание внешнего облика Костромы. Уже в 2010 году 263 миллиона рублей, выделенных региону из федерального бюджета, потратят в первую очередь на эти цели. Кроме того, займутся развитием транспортной и коммунальной инфраструктуры, открытием гостиниц, современных кафе, ресторанов. Работы по всем направлениям - непочатый край. Так, коммунальные сети города, по свидетельству главы администрации Александра Кудрявцева, изношены на 70 процентов. Оставляет желать лучшего и состояние дорог.

    Точный объем требуемых инвестиций власти региона назвать пока не готовы. Но уверяют: программа обойдется дешевле аналогичного волгоградского проекта, который оценен в сумму около 400 миллиардов рублей.

    Пока часть туриндустрии остается в тени, но в перспективе отрасль обеспечит до четверти поступлений в региональный бюджет

    Как считает губернатор Игорь Слюняев, Кострома имеет достаточный потенциал, чтобы претендовать на роль общефедерального культурного центра. Но это обязывает развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции и федеральные деньги. В чем программа и должна помочь.

    Активно развивать туризм здесь начали десять лет назад. В 2007-м город, по данным обладминистрации, посетили 450 тысяч туристов, в 2008-м - порядка полумиллиона, в 2009-м - 1 миллион 100 тысяч. В перспективе туризм должен обеспечить до четверти поступлений в региональный бюджет. Власти признают: пока часть туриндустрии остается в тени. Но апеллируют к результатам работы с местными ювелирами, которые подняли среднюю официальную зарплату на трех крупнейших предприятиях отрасли с 6 до 25 тысяч рублей.

    Кроме того, чем больше денег будут "оставлять" гости региона, тем шире простор для приложения сил бизнесу. А это дополнительные рабочие места и налоговые отчисления. Подсчитано, что турист, посетивший Кострому, что называется, одним днем, тратит в среднем 20 евро. А если заночевал - уже в семь раз больше. Значит, надо убедить его оставаться в городе на ночь, однако этому пока мешает дефицит мест в гостиницах, считает Игорь Слюняев.

    Речь в первую очередь идет о недостатке отелей среднего уровня. Туристу приходится выбирать между дорогими вариантами и откровенными "клоповниками". Показательна история одной из гостиниц в парке на окраине города. Некогда это был бюджетный вариант. После реконструкции отель сменил не только название, но и ценовую категорию. Возможно, то же самое произойдет с другой гостиницей, расположенной между вокзалом и историческим центром. Не так давно в городе появился новый отель экономкласса, но с точки зрения туристических потоков он расположен не слишком удачно. Впрочем, в настоящий момент идут переговоры о приходе в Кострому отечественных и международных гостиничных сетей.

    Что касается брендов, то с советских времен Кострома известна как самый северный город Золотого кольца России и одна из точек в круизных маршрутах по Волге. В последнее десятилетие привлекательные клише плодятся со скоростью грибов после дождя. Так, разработчики программы смело назвали Кострому "Сердцем России". Однако власти решили все же "оставить" этот титул Москве. А вот право называться "Душой страны" город, по мнению Игоря Слюняева, имеет.

    Впрочем, с чьей-то легкой руки Кострома стала самопровозглашенной столицей сразу в трех номинациях - сырной, ювелирной и льняной. По данным областной администрации, на долю региона приходится треть производимых в стране ювелирных изделий и половина льняных тканей. В этой связи не удивительно, что среди прочего программа подразумевает развитие шоп-туризма - потребительских поездок за всем, чем могут похвалиться местные производители.

    Раскручиваются и другие бренды - "колыбели династии Романовых", "места подвига Сусанина", "родины Снегурочки", "жемчужины Золотого кольца"... В частности, одна из вех реализации новой программы - празднование 400-летия императорской фамилии в марте 2013-го. Как раз к тому времени власти рассчитывают поднять турпоток до двух миллионов человек в год.

    Тем временем

    Костромская, Смоленская, Рязанская, а также Псковская области станут "пилотными" регионами, в которых в ближайшие 5-7 лет власти намерены реализовать федеральный проект по строительству малых и средних гостиниц для развития массового туризма. Речь идет о типовых двухэтажных зданиях с мансардой, примерный срок окупаемости которых - около 10 лет. Общий объем инвестиций для реализации проекта составит от 450 до 650 миллионов евро. Ожидается, что всего в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах будет возведено 120-150 объектов. К концу 2010 года должны быть готовы первые эскизные решения, а с 2011-го начнется согласование по площадкам строительства. В результате до сдачи объектов под ключ пройдет девять месяцев, в то время как цикл возведения современной гостиницы - 3,5 года, отметили в Общественном совете при Федеральном агентстве по туризму.

    Поделиться