В Курске уже 14 месяцев тысячам бюджетников платят зарплату, сниженную незаконными постановлениями мэрии.
За май и июнь через корпункт "РГ" в прокуратуры Курска и двух его округов заявления - с просьбой защитить их в суде - отнесли 125 врачей, фельдшеров, санитарок и водителей городской "скорой помощи". На подходе сотни других, уже обратившихся к своим администраторам за исходными документами.
Но почему медики пошли не в те органы и не к тем должностным лицам, которые облечены полномочиями и служебной обязанностью (хорошо оплаченной из госбюджета или профсоюзной кассы!) защищать трудовые права работников? Да, говорят, в Курске больше не к кому. О "зарплатном" конфликте мэрии и бюджетников за полтора года газеты, в том числе "РГ", писали не раз. Увы, из обкомов отраслевых профсоюзов, их областной федерации, Госинспекции труда по региону и обладминистрации не прозвучало ни единого заявления по поводу общеизвестного длительного нарушения мэрией законных интересов тысяч людей.
Эта скандальная история началась 29 декабря 2008 года: в тот день глава администрации города Николай Овчаров подписал постановление N 2195, которым с 1 января 2009-го увеличил на 15,5 процента базовые оклады работников в отраслях "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Физкультура и спорт", "Молодежь". Однако власти, видимо, что-то не рассчитали, и уже 19 февраля того же года постановлением N 179 свой "повышающий" акт мэр объявил утрачивающим силу с 1 марта.
Реально выплаты "процентов" были прекращены 1 мая 2009-го, но, как выяснилось, незаконно. Если первое, позитивное постановление горадминистрация опубликовала, то второе - нет. А в силу норм Конституции РФ, федеральных и местных законов необнародованные правовые акты, затрагивающие интересы людей, не подлежат применению. Прокуратура города оспаривала второй документ в суде, долго доказывая очевидное. И наконец 15 октября 2009 года Ленинский райсуд Курска признал постановление горадминистрации N 179 недействующим с момента его принятия - именно на том основании, что оно не было опубликовано. В действии осталось (и до сих пор остается) постановление, повысившее зарплату.
Ясность, казалось бы, внесена, и надбавки надо выплачивать, но не тут-то было. Затягивая время, мэрия решила оспорить предельно понятное решение районного суда в вышестоящих судебных инстанциях. Только 16 февраля 2010 года облсуд отклонил кассационную жалобу чиновников, а решение Ленинского суда четырехмесячной давности ввел в законную силу. С этой даты мэр Николай Овчаров был обязан исполнить волю суда, но до сего дня этого не сделал. И что интересно, только 13 апреля 2010-го в газете горадминистрации была опубликована выписка из прошлогоднего решения районного суда. Со словами, что оно "может быть обжаловано в течение 10 дней". О том, что документ давно вступил в силу и должен исполняться, - в публикации не было и намека.
В мае в корпункт "РГ" обратились фельдшер городской станции "скорой помощи" Ольга Мартышева и водитель "скорой", он же председатель профкома муниципального учреждения медицинского автотранспорта Александр Ельков: "Что там все-таки с нашими процентами? Ничего не можем понять, питаемся только слухами". Далее мы вместе получили решения всех судебных инстанций по этому вопросу, проконсультировались у профессионалов. И решили: для начала Ольга и Александр должны взять у работодателей документы, касающиеся их работы. А уже потом - официально попросить прокуратуру города обратиться с заявлением в суд в защиту своих нарушенных интересов. Дело в том, что прокуратура отвоевала только право бюджетников на надбавки. Поскольку добровольно власть их не отдает, в спор теперь вынужден вступать каждый работник. У самих медиков и водителей денег на оплату дорогостоящих услуг адвокатов нет, как и возможности одолеть администраторов, в нарушение норм Трудового кодекса РФ нередко отказывающихся выдавать им часть документов и сведений. Нет у них также ни навыков, ни времени, ни сил на самостоятельную юридическую подготовку и работу в судебных процессах. Однако право на инициирование таких гражданских дел и участие в них есть у прокуроров - оно дано им поправками, внесенными в статью 45 ГПК РФ 5 апреля 2009 года.
Вслед за Ольгой и Александром за несложной технической помощью в корпункт "РГ" стали обращаться их коллеги. Иногда приходили сразу после вахты целыми выездными бригадами, до 12 человек одновременно. К слову, их нормативный режим работы - сутки через трое, но многие заключают с главврачом "допсоглашения" на подработки до 1,75 нормативной нагрузки и временами медслужбу несут в режиме "сутки через сутки" (набирается до 12 24-часовых смен в месяц). У начинающего фельдшера зарплата (вместе с федеральными деньгами за участие в нацпроекте "Здоровье") составляет в целом 6-7 тысяч рублей, у коллег с большим стажем и высоким разрядом - 10-12. Изнурительные подработки доводят медиков до состояния, в каком, по-хорошему, их самих надо укладывать на больничную койку, а приносят только 2-3 тысячи. Без такого жалкого "приварка", говорят, вообще не свести концы с концами... Другими словами, для них и отнятые "проценты" очень существенны.
Кстати, когда через корпункт "РГ" в прокуратуры устремился людской поток, в мэрии отыскали еще один никому не известный нормативный акт - постановление N 437 "О должностных окладах работников бюджетной сферы города Курска", подписанное главой горадминистрации Николаем Овчаровым 30 апреля 2009 года. В приложении указаны оклады по разрядам оплаты труда - разумеется, пониженные на 15,5 процента... Этот документ, как и постановление N 179, опубликован не был, однако применялся и применяется до сих пор.
Прокуратура города, приостановив продвижение индивидуальных обращений до устранения нового препятствия, обратилась в Ленинский суд Курска с заявлением о признании 437-го постановления недействующим с момента его принятия. И уже после того, как было назначено первое заседание суда, 3 июля, администрация опубликовала его в своей газете. Причем не отменяя "повышающего" постановления, не внеся никаких изменений, с теми же словами "вступает в силу со дня подписания", хотя по закону - со дня опубликования. Судя по всему, сейчас начинается очередная длительная тяжба...
Администрация города представила в суд новый шедевр - принятое мэром постановление N 2199 от 7 июля 2010 года (опубликовано 22 июля), которым со дня его подписания отменено злополучное постановление N 437 отменяющего постановления.
Тем не менее, 27 июля в Ленинском райсуде вынесли определение: "Поскольку оспаривается нормативный правовой акт, который в настоящее время отменен и на данный момент не может находиться в противоречии с действующим законодательством, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу".
Но как же быть с уже состоявшимся длительным и продолжающимся нарушением законных интересов работников?
Анатолий Колоусов, прокурор города Курска:
- Отмена администрацией города своего неопубликованного и, значит, незаконно применявшегося нормативного правового акта не устранила уже состоявшегося и продолжающегося нарушения прав работников бюджетных учреждений. В суде мы настаивали, чтобы этот акт был признан полностью недействующим со дня его принятия - 30 апреля 2009 года. Суд, однако, вынес определение о прекращении производства по делу и, с моей точки зрения, не восстановил права работников. Сейчас мы изучаем текст определения Ленинского райсуда на предмет принесения кассационного представления в Курский областной суд.