Анна Розэ: Кроме надежд на райскую жизнь наши немцы и члены их семей привезли в Германию ворох проблем

Сначала о себе. Меня зовут Анна. Фамилия Розэ - немецкая, по мужу. В свое время я, девочка из Липецка, вышла замуж за человека, родившегося и выросшего в Западном Берлине.

В Европу я никогда не рвалась, даже когда в 90-е годы многие сверстники мечтали "свалить", я твердо собиралась связать свою жизнь с журналистской работой в России. И в Германию попала случайно - на стажировку по немецкому языку. Затем осталась писать диссертацию и нашла свое семейное счастье.

Мой муж юрист. Проработав некоторое время прокурором, он сменил государственную надежность на свободу и самостоятельность и стал адвокатом по уголовным делам. Говорит, что защищать ему нравится больше, чем обвинять.

Мы живем в собственном таун-хаусе в зеленом районе с озером на юго-западной окраине бывшего Западного Берлина. У нас двое детей - девочка-школьница и мальчик, который еще ходит в детский сад.

В родном Липецке я бываю по меньшей мере раз в год. Там и сейчас живут мои родные - бабушка и дедушка, Зинаида Федоровна и Виктор Федорович Фроловы.

Когда приезжаю, все знакомые донимают меня вопросами: а как там у немцев с едой, жильем, медициной, детскими садами... Чтобы рассказать о моей второй родине - стране, которая мне стала близка и понятна, я буду писать для новой рубрики о том, что вам интересно, а главное - полезно. И попробую ответить на вопрос, ну почему, почему мы живем не так?

И первый мой рассказ - о нескольких семьях из Баварии, которые неожиданно для всех перебрались из Германии в небольшое село под Липецком.

С уважением,

Анна Розэ

Из Баварии в Ржавец

О новых переселенцах я узнала от своей липецкой подруги-журналистки.

- Аня! Тут мы смотрели репортаж по телевидению о переселенцах из Германии. Так они говорят, что в Германии рабочих рук не осталось, повсюду только дома престарелых, потому на пенсию людей заставляют идти в 67 лет, а до этого все пашут как роботы. Вот они не хотели там оставаться и приехали к нам. Говорят, тут намного лучше. Это правда?

В село Ржавец Задонского района Липецкой области действительно переехали недавно три семьи из немецкой федеральной земли Бавария. Это все бывшие советские граждане, уехавшие больше пятнадцати лет назад в ФРГ. Но, говорят, потянуло их к земле, решили заняться сельским хозяйством. Вот и вернулись в Россию. Приехали на непаханую землю, завели коз, назвали себя экопоселением. Правда, пока они строят себе саманные дома, как некогда в Казахстане, куда немцев прогнал Сталин.

Почему же им не удалось исполнить эту мечту в Баварии, которая считается "родиной крестьян" и славится своим сельским хозяйством? Ведь в Германии экологическое земледелие становится все более популярным: уже пять процентов всех хозяйств именно такие. Более того - экоподворья финансируются программами Евросоюза.

Однако просто построить соломенный дом, завести козу, сажать для себя огурцы и утверждать, что стал экологически хозяйствовать, - этого в Германии мало. Под экоземледелием там понимается не только единение с природой. Это и разведение животных в естественных условиях с использованием натуральных кормов, и отказ от химикатов и искусственных удобрений, и сертификация продукции, идущей на продажу, а не только на пользу себе. Немецкие экофермеры живут в кирпичных современных домах - с телевизорами и компьютерам. А работают на высокосложной, оснащенной микроэлектроникой и, между делом будем сказано, очень дорогой технике...

Александр Цильке, перебравшийся обратно в Россию, объясняет свой выбор тем, что в Германии трудно землю купить. Но только ли в этом причина? Один мой знакомый как раз купил недавно кусок земли в Задонском районе. Каждая сотка обошлась ему в 50 тысяч рублей. Это больше тысячи евро. В Германии, зайдя на первую же страницу продажи недвижимости в Интернете, я нашла в окрестностях Берлина сразу несколько полей на продажу. Одно стоило полторы тысячи евро. Но уже за гектар, а не за сотку! А второе отдавали и вовсе бесплатно. Правда, это был бывший военный полигон...

Так что вряд ли одни лишь такие "земные" проблемы помешали переселенцам устроить свое экопоселение и в Баварии. В Ржавец вернулись люди преклонного возраста, которые, скорее всего, устали от своей неустроенности.

Не всем в Германии сладко

Этнические немцы стали переезжать в Германию после ее воссоединения. За 20 лет из СНГ на ПМЖ выехало около двух миллионов человек. Только пятая часть из них - немцы. Остальные - их русские родственники. В основном это были простые люди, у которых в начале 90-х были отобраны все возможности для нормального существования. Многие выехали ради своих детей, из боязни, что в России для них нет будущего.

Кроме надежд на райскую жизнь наши немцы и члены их семей привезли в Германию ворох проблем. Без знания немецкого языка, со своими представлениями о работе, человеческих отношениях многие переселенцы, особенно среднего и пожилого возраста, так и не смогли полностью адаптироваться. Да и для детей жизнь в Германии не всегда складывалась радужно.

Конечно, по данным Федерального ведомства по делам иммигрантов, выходцы из СНГ имеют самый высокий образовательный статус. И вообще стремятся к интеграции в немецкое общество. Многие дети в конце концов прекрасно устроили свою жизнь. Но родителей терзает ностальгия. Именно они, как мне видится, и решили воспользоваться приглашением российского президента и программой переселения на родину. Более двадцати тысяч человек уже переехали.

В рассказах новых соотечественников из Ржавца мне слышится боль, неудовлетворенность некогда выбранным путем и желание опять начать все с начала. Радует, что они нашли в себе мужество вернуться на родину. И вдвойне хорошо, что вернулись они в село, из которого мои земляки-липчане просто бегут. Но чтобы поднять настоящее крепкое крестьянское хозяйство, им, конечно же, нужна государственная помощь. Такая, которую и получают экофермеры Германии.

Кстати

Как живется немецким старикам

Германия стремительно стареет. Рейтинг рождаемости в ней сегодня такой же, как в России. Поэтому там действительно говорят о повышении пенсионного возраста. Но пока это находится лишь на уровне проектов, которые еще даже не внесены на обсуждение парламента. Знаю, что многие пожилые немцы поддерживают эту идею - они не хотят выходить на регулярную пенсию так рано (для женщин она установлена на уровне 60, для мужчин - 64 лет).

А домов престарелых в Германии действительно много - более десяти тысяч. Все дома - в частных руках, но обязательно проходят государственную сертификацию.

Месяц пребывания там стоит где-то три с половиной тысячи евро. Из них около тысячи двухсот-четырехсот евро - в зависимости от тяжести состояния - доплачивает государственная страховка по уходу на случай старости.

В нее, как правило, человек всю жизнь платит взносы. Остаток компенсируется из пенсии или накопленного. Если денег не хватает, пожилой человек может запросить государственную помощь.

Буду рада вашим мнениям и предложениям, которые вы можете направлять мне по электронному адресу rose@rg.ru или по обычной почте: Anna Rose, Ilsensteinweg 3g , 14129, Berlin.