Новости

05.08.2010 00:40
Рубрика: Экономика

Квасной патриотизм

Дальневосточные производители увеличивают свою долю на рынке прохладительных напитков

За два летних месяца в регионе в несколько раз вырос спрос на безалкогольную продукцию и пиво. Ситуацию на рынке напитков изучали корреспонденты "РГ".

Живая вода

Объем производства безалкогольных напитков в Хабаровском крае с весны увеличился в два раза. Всего же, по данным отдела развития и регулирования услуг торговли краевого министерства экономического развития и внешних связей, в первом полугодии реализовано прохладительных напитков на 588,8 миллиона рублей - почти в три раза больше, чем за такой же период 2009 года.

Свыше четверти в общем объеме продаж - доля местных производителей. В крае выпускают 56 наименований безалкогольных напитков и 21 - питьевой воды.

Местный "живой" квас - один из самых любимых напитков хабаровчан летом. Точки уличной торговли расположены по всему городу. Цены на один и тот же квас могут разниться - в зависимости от месторасположения палатки. Обычно они не превышают 9-10 рублей за стаканчик и 40 рублей за литр.

Для Людмилы Коноваловой, продавца кваса на одной из центральных улиц города, этот год гораздо удачнее предыдущего.

- В иной день я продаю до 150 литров, а в прошлом году удавалось реализовать только до 80, - делится она. - Люди стали более разборчивыми, им, например, один бренд нравится, а другой - нет. Выбирают и по вкусу, и по запаху - благо сейчас есть из чего. Квас - продукт скоропортящийся, кегу нужно реализовать в 72 часа, торгуем допоздна, пока есть покупатели.

Не снижается спрос и на продукцию пивоваров. Доля местных производителей - почти 65 процентов. Семь пивоваренных заводов выпускают 41 сорт пенного напитка. Однако падение продаж, ставшее результатом трехкратного роста акцизов, затронуло и хабаровских предпринимателей. За шесть месяцев объем производства дотянул примерно до 75 процентов уровня того же периода прошлого года. Больше всего пострадали элитные сорта - их реализация упала на 40 процентов. "Народные" марки, хоть и в меньшей степени, но также ощутили спад продаж - в первую очередь из-за роста цен. Так, стоимость пол-литровой бутылки популярного местного светлого пива выросла с декабря 2009 года с 19 до 25 рублей. Привозное той же категории также подорожало на шесть рублей - с 30 до 36.

По национальным рецептам

Ассортимент безалкогольных напитков, выпускаемых в Якутии, довольно обширен. На выбор предлагается несколько разновидностей напитков - от минеральных до кисломолочных.

Много лет популярна минеральная вода, добываемая из источника в Южной Якутии. Сравнительно недавно конкуренцию ей составила вроде бы обычная на вкус, да совсем не простая вода. Источник ее - расположенная неподалеку от столицы республики наледь, которая не успевает растаять за все жаркое якутское лето. Талую воду в регионе почитают за целебную - на зиму сельские жители специально заготавливают лед для пищевых нужд.

Впрочем, даже обыкновенная очищенная вода в емкостях от пяти до двадцати литров расходится влет, хотя и стоит двадцатилитровка 100 рублей.

Главным преимуществом безалкогольной продукции местного производства является цена

Освоили здесь и выпуск напитков с наполнителями, например, с клубничным. Вполне конкурентоспособен привозным аналогам и по качеству, и по цене местный квас.

Но наибольший подъем переживает производство бодрящих кисломолочных напитков, приготовленных по традиционным якутским рецептам. В последние годы в республике удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, стало быстро развиваться коневодство после включения отрасли в нацпроект развития АПК. И если прежде на прилавках магазинов даже летом, в сезон большого молока, практически невозможно было найти национальные напитки, сейчас этот пробел начали восполнять фермеры и сельхозкооперативы.

Якутяне охотно покупают суорат, кумыс из кобыльего молока и его аналог из молока коровьего - быппах. А в Кобяйском улусе фермер Сергей Моргуль научился делать кумыс из козьего. Привозных конкурентов у этих продуктов нет - суорат и быппах, к примеру, в других регионах не выпускают.

Однако разнообразие еще не означает изобилия. Местные изыски, приготовленные по национальным рецептам, пока можно купить далеко не в каждом магазине. Все эти факторы вкупе со сложностями технологического процесса и трудностями с доставкой товаров в город из сельской местности отражаются в ценах. Стандартная полуторалитровая пластиковая бутыль с кумысом обходится покупателю примерно в 150 рублей.

Без газировки

В нынешнем году на Приамурье обрушилась небывалая жара, в результате продажа безалкогольных напитков увеличилась в несколько раз.

Но структура этого рынка на протяжении нескольких лет остается стабильной. Примерно 30 процентов занимает местная продукция, остальное - товары мировых производителей ("Кока-Кола", "Пепси" и другие). В общем обороте розничной торговли удельный вес пищевой продукции, включая прохладительные напитки, в Амурской области в 2010 году составил 50,5 процента.

В последнее время заметно падает продажа сладких напитков. Более 75 процентов амурчан предпочитают сладкой газировке минеральную воду и соки, в том числе местного производства.

По словам специалистов областного министерства внешнеэкономического сотрудничества и потребительского рынка, рентабельность бизнеса прохладительных напитков составляет 10-20 процентов. Успешно работать могут только те предприятия, которые производят большие партии.

Главным преимуществом местной продукции является цена. Качественную минеральную воду можно купить за 12-16 рублей за 1,5 литра. Привозная минералка значительно дороже - 25-45 рублей за литр. Особенно дорог завозной квас, его цена - 47-49 рублей за 1,5 литра.

В последние годы в Приамурье увеличилось потребление пива. Если в 90-х годах прошлого века на одного амурчанина приходилось около 14 литров пенного напитка в год, то сейчас - 37. В области продается более 300 марок пива. Но большую часть рынка контролируют местные пивовары, и доля их ежегодно возрастает. В 2010-м она достигла 43 процентов.

Жажда местного разлива

Летом квас становится в Приморье одним из самых популярных напитков. В нынешнем сезоне спрос на него стабильно растет. Компании-производители оценивают увеличение продаж на 15-50 процентов.

- Уже в мае, - рассказали на одном из предприятий, выпускающих квас, - нам пришлось наращивать производство. Но пик спроса ждем в августе, с наступлением в крае жарких дней.

Менеджеры компаний - производителей безалкогольных напитков наблюдают еще одну тенденцию: потребители отказываются от лимонадов, цветных подслащенных газированных напитков, отдавая предпочтение если не квасу, то обычной воде.

Их наблюдения подтверждают цифры. По данным статистики, с января по июнь 2010 года в крае было произведено 83297 тысяч полулитров минеральной и газированной, неподслащенной и неароматизированной воды против 3053 тысяч газированной, содержащей добавки сахара или других вкусоароматических веществ. Специалисты из отдела маркетинга Приморскстата отмечают, что производство воды без добавок увеличилось на восемь процентов, с добавками - на два.

За январь-июнь в крае продано безалкогольных напитков на 99,3 миллиона рублей.

Подавляющее большинство реализуемых в крае напитков здесь же и выпускается. В Приморье даже действует завод одной из мировых компаний по производству газировки. Однако есть на прилавках и импортная продукция. Чаще всего это энергетические и функциональные напитки. В торговой сети Владивостока можно увидеть продукты, импортированные из Японии, являющейся признанным лидером в индустрии безалкогольных напитков, и Южной Кореи. Но дорогая транспортировка существенно влияет на конечную цену продукта.

Экономика Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Хабаровский край ДФО Якутия ДФО Амурская область ДФО Приморский край Аномально жаркое лето 2010 года