Во Владивостоке незаконно проводили анализ воды

В жару в разы вырастает потребление не только прохладительных напитков, но и обычной водопроводной воды - чай, особенно зеленый, признан лучшим средством утоления жажды.

Необходимо ли ее дополнительно очищать? Этот вопрос возник у наших корреспондентов после одного звонка в редакцию...

Не верь глазам своим

Обычный владивостокский пенсионер Сергей Петрович рассказал, как он едва не стал обладателем умной "машины" - фильтра для очистки воды.

Началось все с обычного телефонного звонка. Настойчивый женский голос поинтересовался, будет ли он дома в такое-то время. За его утвердительным ответом из телефонной трубки последовал почти приказ: "Никуда не уходите, к вам придут проверять качество воды". В назначенное время в квартире появились двое молодых людей. Действуя с ловкостью фокусников, они опускали в стакан, наполненный водой из-под крана, какие-то пластинки, подключали ток и с гордостью демонстрировали ничего не понимающему пенсионеру появившееся в стакане нечто, напоминающее помои.

Заинтригованный мужчина сам предложил ребятам попробовать проделать эксперимент с привозной водой из бутылки, в качестве которой он был уверен. История повторилась. В завершение молодые люди предложили пенсионеру панацею: белую пластмассовую коробочку - фильтр для воды, который, по их словам, решит проблему кардинально.

Несмотря на непомерную для себя цену в 48 тысяч рублей, Сергей Петрович уже готов был влезть в кредит и "ударить по рукам", но тут домой вернулись дочка и внучка-старшеклассница. Услышав цену, дочь сказала категорическое "нет". А Сергей Петрович, чтобы убедить домашних в необходимости покупки, попросил повторить эксперимент.

Увидев "чудо", внучка только фыркнула.

- Дед, химию надо было в школе учить! Это же обыкновенный электролиз: грязь в воде - это на самом деле железо с пластин. Такого не бывает только в дистиллированной воде, которая не проводит электрический ток, - объяснила отличница.

- От покупки прибора мы отказались, а я позвонил в газету, чтобы предупредить людей, - закончил пенсионер.

Дайте жалобную книгу!

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", эта история - не единственная в своем роде.

- С момента начала работы компании, занимающейся продажей фильтров, на которые жаловался ваш читатель, на территории края к нам поступило 24 письменных жалобы, устные звучат практически каждый день, - рассказала специалист-эксперт отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Приморью Раиса Дьяченко. - Причем только одна из них касалась именно качества прибора. Остальные граждане стремились расторгнуть договор, так как неспособны выплачивать сумму, указанную в контракте. Некоторые потребители даже утверждали, что на них было оказано психологическое давление.

Однако избавиться от дорогостоящего фильтра оказалось гораздо сложнее, чем его заполучить.

Сотрудники Роспотребнадзора провели проверку компании, но никаких нарушений не обнаружили. К документам не придраться: есть лицензия, сертификат, документ, поясняющий, что данный фильтр - это не что иное, как сложный технический товар, который, согласно закону о защите прав потребителей, можно вернуть только в случае обнаружения существенных недостатков.

- Мы не сможем заставить компанию вернуть деньги покупателям, это не в нашей компетенции. Единственное, что можно посоветовать в этом случае - обратиться в суд, - объясняет Раиса Дьяченко.

Предупрежден, значит...

Прецедентов судебных разбирательств между недовольными друг другом продавцами и покупателями этих фильтров для воды в Приморье пока не было. Да и будут ли, неизвестно.

Специалист департамента лицензирования и торговли администрации Приморского края Нина Забегаева считает, что доказать факт некорректного поведения продавцов данного оборудования в суде будет крайне сложно, так как действие, как правило, происходит без свидетелей. А в суде каждая сторона будет стоять на своем.

- Пока в данной ситуации можно дать единственный совет: не пускать посторонних в дом, - говорит она. - Когда в квартире раздается телефонный звонок и вас оповещают о грядущей проверке воды, надо спросить, почему звонят именно вам, откуда взялся ваш номер и, наконец, не постесняться узнать, по чьему заданию и с какой целью проводится тестирование. Учтите, что единственный орган, уполномоченный на проведение тестирования воды, это Центр гигиены и эпидемиологии управления Роспотребнадзора, но его сотрудники проводят тестирование только по обращениям жителей.

По словам Сергея Мерзлякова, заместителя генерального директора компании, занимающейся водоснабжением края, ее специалисты очень жестко контролируют качество поступающей в дома горожан воды. Только в водопроводных сетях Владивостока существует около 500 точек отбора проб на качество.

Однако зона ответственности компании заканчивается у фундамента дома, и ржавые внутридомовые трубы вполне могут загрязнить воду.

Нина Забегаева считает, что прежде, чем отдавать огромные деньги за товар, принесенный на дом, стоит пройтись по магазинам, возможно, там найдется товар аналогичного качества по приемлемой цене.

Поторопились с рекламой

В Хабаровском крае в мае этого года нашли возможность привлечь к ответу фирму, на которую не нашли управу во Владивостоке. Эта организация распространяла на территории Хабаровска ненадлежащую рекламу. Ей выписано предписание на штраф в размере 40 тысяч рублей за нарушение рекламного законодательства. Как сообщает пресс-служба Хабаровского УФАС России, "эта компания, рекламируя экспресс-анализ воды, не имеет ни специального разрешения на его проведение, ни договора с аккредитованной организацией, что противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе". Он запрещает рекламу товаров, на производство и реализацию которых требуется получение специальных разрешений, при отсутствии таких разрешений".

- В ответ на запрос Хабаровского УФАС о том, кем осуществляется рекламируемый анализ воды, компания разъяснила, что экспресс-анализ проводится в каждом отдельном случае по заявлению покупателей товара за счет компании, - сообщил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Валентин Бодров.

Проверка показала, что за период деятельности фирмы было всего одно обращение гражданина о проведении такого анализа, который был осуществлен в декабре 2009 года Институтом тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина. Однако, согласно сведениям, предоставленным сотрудниками института, экспресс-анализ воды институтом не проводится вообще. Заключение для компании составлено на основании результатов длительного анализа проб воды на содержание тяжелых металлов и токсичных элементов.

- В процессе отбора этих проб сотрудники института участия не принимали, то есть ответственность за правильность отбора и соответствие материала проб их описанию полностью лежит на заказчике, - подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Кроме того, как сообщают сотрудники Хабаровского УФАС, "исходя из формы подачи информации в рекламе и ее содержания следует, что пить нужно воду, очищенную фильтром фирмы, поскольку она не содержит каких-либо вредных примесей в отличие от питьевой воды, не прошедшей очистку рекламируемым фильтром". Такое сравнение считается некорректным, и это нарушение также было учтено ведомством при определении суммы штрафа.

Под строгим контролем

Компетентно

Марина Полякова, начальник отдела по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Приморскому краю:

- Исследования водопроводной воды должны проводиться на приборах с соответствующей поверкой, специалистами, которые имеют подготовку и аккредитацию в этой области. Любое взятие проб воды у граждан проводится только по их личным обращениям.

Воду в водопроводной сети мы тестируем регулярно - в месяц отбирается более 500 проб. И только в двух процентах случаев по микробиологическим показателям они не отвечали гигиеническим нормативам. Степень потенциальной эпидемической опасности воды во Владивостоке оценивается как средняя, патогенной и условно патогенной микрофлоры в питьевой воде не обнаруживается.

По санитарно-химическим показателям питьевая вода города характеризуется низкой минерализацией. Она мягкая, не агрессивная, приближающаяся к дистиллированной, в ней практически не содержится никаких тяжелых металлов.

Единственным жестко контролируемым приоритетным показателем является содержание железа, которое вымывается при транспортировке воды из трубопровода.

Содержание железа в питьевой воде при нормативе 0,3 миллиграмма на литр колеблется от нормы до 0,6 миллиграмма на литр. Максимум составляет 0,7 миллиграмма - это в застойных зонах, когда трубопровод долго не используется.

Такое количество этого металла не влияет на здоровье. Правда, если его содержание повышается до 1 миллиграмма на литр, ухудшаются потребительские свойства воды, например, загрязняется белье при стирке. Если железа в литре воды больше, чем 1 миллиграмм, у аллергиков могут появляться высыпания на коже. Но во Владивостоке такие показатели никогда не отмечались.

В настоящее время обеззараживание воды проводится на очистных сооружениях жидким хлором. Это наиболее надежный способ дезинфекции для протяженных сетей водопровода.

По данным управления Роспотребнадзора по Приморскому краю

17 предприятий занимаются розливом минеральной и питьевой воды в Приморье.